Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
18 января в Москве в Большом театре, а 28 января в Лондоне, в Ковент-Гарден, пройдут вечера в честь Юрия Григоровича. Это условный финал юбилейных торжеств - 2 января один из ярчайших хореографов 20 века отметил 80-летие.
Советские и западные хвалебные эпитеты в его адрес варьировались от самых тривиальных до неординарных: «великий», «фанатик», «титан» - и «альпийские луга, которые вечны» (автор - коллега Григоровича Морис Бежар). В таком авторитарном искусстве, как балет, Григорович всегда был талантливейшим диктатором, которому многие не прощают резкости, жесткости, а кто-то иронизирует по поводу почти извечной благосклонности к нему властей. Звезды, долго работавшие с Григоровичем, а потом уволенные им на пенсию за «инакомыслие», не прощают обиды.
Однако молодые артисты балета сегодня завидуют «поколению Григоровича» - звездам, таланты которых наиболее полно раскрыл в своих постановках (и с которыми впоследствии рассорился) именно он: Екатерине Максимовой, Владимиру Васильеву, Михаилу Лавровскому, Марису Лиепе, Наталии Бессмертновой и многим другим. С 1964 г в течение 30 лет Григорович «правил» балетом Большого - и этот хореографический ренессанс, совместное торжество балетмейстера и артистов, принесли театру новую мировую славу. Загранице - Швеции, Франции, Италии, Дании, Австрии, Восточной Европе - его балеты демонстрировали как национальное достояние. Балет страны - как элитарный бренд - подтвердил свою репутацию со времен Русских сезонов (балетных и оперных гастролей) в Европе. «Успехов добиваются авторские коллективы», - говорит Григорович, который после ухода из Большого театра 10 лет назад создал собственную труппу в Краснодаре (юг России) и увлеченно с ней работает.
«Эпоха Григоровича» в советском балете, по сути, началась с его балетмейстерского дебюта - «Каменного цветка» Прокофьева (1957), поставленного в театре им. Кирова (Мариинский, Петербург). Он «приправил» классическую хореографию народным танцем, а царившую тогда в искусстве пантомиму «переплавил» в экспрессивный, психологически острый танец, который и двигал действие. А сказка о мастере-камнерезе Даниле превратилась в «поэму о радости и муках творчества». Дмитрий Шостакович тогда заметил: "Все лучшее из области традиций и современных средств предстает в этой постановке в форме яркой и убедительной. Здесь торжествует танец. Все выражено его богатейшим языком...»
«Каменный цветок», а затем и «Легенда о любви» Меликова (1961) вскоре перекочевали в Большой театр. А вместе с ними - и сам хореограф, который, впрочем, продолжал культивировать ленинградский новаторский дух (выпускник Ленинградского хореографического училища, он считал одним из своих наставников балетного первооткрывателя Федора Лопухова).
Приверженец классики, Григорович никогда не считал ее «неприкосновенной», «музейной ценностью». «Делайте все, что угодно, но делайте хорошие спектакли», - говорит он. Поставив в 1968 г «Спартака» Хачатуряна - героический балет-трагедию, Григорович щедро ввел акробатические номера и сделал мужской танец самоценным, - более того, основным. «Спартак» идет в Большом почти 40 лет, объездил весь мир и был выпущен в киноверсии. Хореография Григоровича всегда была психологична, эротична и притом зашифровывала философские размышления, ситуацию «человек перед выбором». Таковы «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта». Таково и «Лебединое озеро» (1969, версия возобновлена в Большом в 2001).
В балете Чайковского Григорович реанимировал авторский финал - с гибелью героев. И сделал историю любви Зигфрида хроникой его метаний между добром и злом, мечтой и обыденностью. Одетта воплотила светлое начало в душе принца, Одиллия - приземленно-бытовое.
Григорович открыл публике нового балетного Шостаковича - поставил его «Золотой век», первый балетный детектив. В «Иване Грозном» хореограф использовал прокофьевскую музыку к одноименному фильму Эйзенштейна.
«Сегодня в Большом идут девять моих названий, так что я благодарен театру», - говорит Григорович. В начале января в Большом шел фестиваль его балетов, а в гала-концерт 18 января включены сцены из «Спартака», «Золотого века», «Щелкунчика». Телевидение показывает документальные фильмы о мэтре, интервью. В книжных магазинах рекламируются книги о Григоровиче. Его высокие международные посты в искусстве дополняют все новые премии (всего регалий около полусотни). Он исправно заседает в престижных жюри, продолжает открывать новые таланты - и «прыгать по сцене с молодыми артистами». В Лондоне 28 января будет выступать краснодарская труппа Юрия Григоровича.