Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Петербурге на площади Искусств в эти дни работает рождественская ярмарка, а на ней импровизированная мастерская главы знаменитых «Митьков» Дмитрия Шагина. Его благотворительная акция называется «Сотворение азбуки». Об акции в интервью Радио Свобода рассказал сам Дмитрий Шагин.
- Дмитрий, что это за рождественская акция «Сотворение азбуки»? Что вы делаете каждый божий день на площади Искусств?
- У меня каждый день Новый год и Рождество, потому что каждый день на площади Искусств на такой сцене очень красивой рядом с Малым оперным театром происходит рождение новой картины. В день по букве, то есть имеется в виду, что надо нарисовать 30 букв до 13 января, до Старого Нового года. Причем, надо еще придумать сюжет тут же на ходу. Такая импровизация полная, потому что люди выкрикивают разные сказочные сюжеты, елочные украшения, фрукты. Например, на букву «Ё» приходила губернатор Валентина Ивановна и рисовала ежика под елкой. То же причем все это на ходу. Мне что нравится, что это импровизация.
- Почему губернатор рисовала любимую букву Венечки Ерофеева "Ё"?
- Дело в том, что просто попала в этот день. Ее выбрали в этот день. 20-е было. Как раз проголосовали, она и пришла рисовать. Вроде все хорошо, значит. Буква не привязана именно к человеку. Любой может рисовать, и рисовать довольно просто. Мы специально сложной задачи не ставим, потому что я, как художественный руководитель, все потом подрисую, дорисую, если что они не успели. Надо рисовать довольно быстро - за полчаса надо уложиться. Не все умеют.
- А на чем и какими красками?
- Я решил рисовать на холсте. Это более солидная, что ли, основа. Потому что бумага... Что такое бумага? Это надо в раму и под стекло, а холст размером одинаковый (86 на 68 - размер продуманный), рисуем акрилом (с ним проще), а потом я буду маслом дописывать просто у себя в мастерской. Потому что к 13 числу должна быть готова полностью выставка, которая сначала развернется вокруг памятника Пушкина на площади Искусств, а после этого в гостинице «Европейская» будет аукцион, где, собственно, я надеюсь, что все будет продано. Все деньги, подчеркиваю, весь сбор идет больным детям - больница Турнера и больница Рауфаса.
- Почему вы выбрали именно эти больницы?
- Выбирал, на самом деле, больницы не я, а устроители ярмарки. Правильно, ведь все-таки Новый год и Рождество это детские такие праздники. Надо, конечно, детям, а, тем более, больным помочь. Я-то в основном занимаюсь помощью дома «Надежды» на Горе. Это для лечения больных алкоголизмом. Немножко другое, хотя у нас тоже был, в субботу, замечательный большой концерт Юрия Шевчука, группы «ДДТ», в «Октябрьском». Очень хороший. Там была выставка «Митьков». Я был ведущий этого концерта. Там тоже немножко выступал. Очень хороший праздник, такой новогодний концерт был.
- Кто самый талантливый рисовальщик букв оказался?
- Мне очень понравилось, как рисовал Темирканов. Причем он разошелся и нарисовал даже больше, чем нужно.
- Какую букву он рисовал?
- Букву «В» - валенки были. Великан в валенках. Валенки он так быстро нарисовал, и говорит - а теперь я хочу автопортрет нарисовать. А у нас есть еще холст такой, последний, на букву «Я», который называется «Я и ярмарка». Он такой очень красивый - фон оранжевый, красноватый, ярмарочный. Темирканов потрясающе, просто гениально нарисовал автопортрет большой такой, во весь холст. Я даже решил больше не продолжать, чтобы там никто больше не расписывался. Это будет отдельная картина такая «Ярмарка и Темирканов».
Вообще, все хорошо рисуют, на самом деле. Например, наш Нилов, актер-милиционер из ментов, нарисовал такого колобка с бодуна, я бы так сказал. Такой колобок лети в корзине на воздушном шаре. На самом деле, все молодцы. Я доволен.
- Дмитрий, вы очень много обращаете внимания на социальные вопросы. Я помню вашу совершенно изумительную акцию, когда вы делали натюрморт «Корзина для детей-инвалидов. Прожиточный минимум. Что можно на него купить». Поразительная была такая акция. Почему вы как-то не уходите в чистое искусство?
- Сама жизнь так заставляет. Дело в том, что у нас есть музей на улице Марата. Туда каждую субботу приходит много людей, в частности, дети. Дети-инвалиды тоже, кстати, приходят и просят - дядя Митя, давай чего-нибудь сделай. Просто люди просят, хотят как-то тоже поучаствовать.
- Эта деятельность, может быть, возрождает хоть до некоторой степени традиции старые российские рождественской благотворительности?
- Наверное - да. Потому что, собственно, вот рождественских ярмарок не было с 1937 года, насколько я понимаю. Это впервые за 70 лет возродилась эта традиция. А раньше, конечно, до революции, сразу после революции это ежегодно было. Причем было на Дворцовой площади.