Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Уже 80 лет сотрудники Госархива кинофотодокументов тщательно собирают черно-белую хронику российской истории.
Здесь хранят редкие пленки, например, кадры коронации Николая II. Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова побывала и на открывшейся в архиве выставке, и в его хранилищах.
Она уже старая и скрипит немного, но «Аннушка» — так ласково сотрудники архива называют свою реставрационную машину для кинопленки — работает в две смены 50 лет.
В данный момент она занята кадрами нашествия саранчи в 1925 году. «Аннушка» моет их с мылом, полирует валиком, чтобы не осталось ни одной царапины. Помогает ей реставратор первой категории Антонина Трушкина.
Антонина Трушкина, рестовратор: «Выходит чистейшая пленочка, на которой практически не видно царапин».
В одной из комнат хранится черно-белое прошлое, в другой — цветное. Для каждой пленки нужен особый температурный режим. Поэтому везде висят градусники и барометры.
Наталья Калантарова, заместитель директора Государственного архива кинофотодокументов: «Воздух, подающийся в хранилище, подготавливается. Он кондиционируется, фильтруется, и только после этого поступает сюда. Он должен быть определенной влажности и температуры».
За железными засовами спецхранилище. На полках очень ценные и очень редкие кадры — о советских вождях, о войне, о параде Победы или о Николае II. Коронация последнего царя, оказывается, является самой первой киносъемкой в России.
Чтобы ее посмотреть, нужен еще один скрипучий механизм. Все монтажные столы здесь работают на честном слове, как и сами архивисты со средней зарплатой в три тысячи рублей.
История страны на видео и фото едва умещается на девяти этажах хранилища. Когда в Госархиве готовили эту выставку, было непросто выбрать экспонаты, которые бы уместились в трех маленьких комнатах, и рассказали обо всем.
Больше всего получилось советского прошлого. Вот на стенде Советский Союз 30-х годов. Благодаря архиву, мы теперь знаем, что в это время по Красной площади прошла колонна ворошиловских стрелков. В Арктике встретились ледоколы «Седов» и «Сталин», а Анна Ивановна Филиппова пошла на занятия в кружок по ликвидации неграмотности среди домохозяек.
То, что на этих фотографиях, сложно представить в наше время. Вот Московская консерватория выступает на Чукотке, прямо в тундре, вот на заводе дают молоко за вредность.
Кстати, сотрудникам Государственного архива кинофотодокументов его на самом деле до сих пор выдают каждое утро.