Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Исторический музей представил «Любовь и эрос в античной культуре»
29.12.2006
Государственном Историческом Музее открылась выставка «Любовь и эрос в античной культуре». Среди экспонатов, украшенных чувственными сценами, — вещи, предназначавшиеся и для сакральных обрядов, и для обычного бытового использования.
Выставка на подобную тему в России проводится впервые. Помимо самого Исторического музея, экспонаты предоставили Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени Пушкина и Государственные музеи Берлина. Куратор выставки «Любовь и эрос в античной культуре» Тамара Игумнова уточняет: «В экспозиции этой выставки соединились, может быть, впервые — керамические сосуды, которые до 1945 года находились в собрании государственных музеев Берлина, которые попали как трофеи в коллекции Исторического музея, бережно сохранялись, были отреставрированы и впервые соединенные с экспонатами, которые сохранились, собственно, в государственных музеях Берлина, предстают перед очами наших посетителей. Это совершенно уникальные керамические сосуды III, II, IV веков до нашей эры, которые изображают сцены эротические, любовные, дионисии, то есть это вакханалия по поводу уборки винограда во главе с Дионисием, которого сопровождают сатиры, гетеры. Эти сцены множатся и повторяются на плоскостях этих сосудов, килек, тарелей. Кроме керамики, вы можете здесь увидеть потрясающие украшения».
— В античности любовь и эрос воспринимались так же, как в наше время?
— В древнюю эпоху — и в Древней Греции, и в Риме — они не знали ханжеского отношения к любви. Они считали, что любовь — это всеобъемлющее чувство, которое не воспрепятствует тому, чтобы люди каждый день могли получать наслаждение. Забудьте о своих каждодневных заботах, потому что мы живем сегодняшним днем. А что нас ждет завтра — мы этого не знаем. И вот мастера, которые исполняли вот эти замечательные произведения, они совершенно откровенно, раскрепощено отображали эти чувственные сцены наслаждения. Это сцены и однополой любви, это сцены самоудовлетворения, это сцены, которые иллюстрируют узаконенную проституцию в Древней Греции, рассказывают о гетерах того времени, всех их нормах, этике и правилах.
Независимо от того, что составляет содержание сюжетов росписей всех этих краснофигурных и чернолаковых сосудов, чьи тела переплелись в терракотовых статуэтках — богов ли, людей ли — представленные на выставке артефакты чрезвычайно красивы. Эллинский вкус тяготел к гармонии не меньше, чем к радостям жизни.