Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Разговор руками» — так называется выставка, занявшая почти целый этаж в Московском музее современного искусства. В экспозиции фотоснимки из собрания американского коллекционера, известного филантропа Генри Буля.
Гибкие руки балерин и волосатый толстый кулак, по хозяйски расположившийся за спиной женщины; веселый Пабло Пикассо, сидящий за столом, на котором веером выложено по пять толстых булочек, как десять пальцев, и руки с ампутированными кистями у жертвы войны; отточенные жесты известных политиков, писателей и дирижеров… Выставка «Разговор руками» состоит из 171 работы 145 самых известных авторов.
На открытие приехал владелец уникальной коллекции Генри Буль (Henry Buhl), приметный даже в большой толпе. На черной футболке — белый логотип. Разумеется, тоже рука — раскрытая ладонь с растопыренными пальцами.
— Отчего вы такое внимание обращаете именно к этой части человеческого тела?
— Человеческая рука очень интересный объект, с помощью руки мы можем делать все. К тому же никому раньше это не приходило в голову — посмотреть на мир с точки зрения, или — через такую часть нас, которую мы хорошо знаем.
Самые ранние снимки из коллекции Генри Буля — это дагерротипы 40-х годов XIX века. Самые поздние сделаны буквально в наши дни: «В моей коллекции примерно 60 процентов авторов американцы и из оставшихся 40 процентов, наверное, две трети это европейцы», — говорит Генри Буль.
— Я также вижу здесь русских авторов, за вашей спиной снимок Родченко.
— Да, есть Родченко, Клуцис, Лисицкий и, конечно, Кулик. Последнее приобретение в этой коллекции — это работа Олега Кулика. Может быть, еще будут и другие русские авторы. Просто речь шла не о том, чтобы Россия была представлена в коллекции, а чтобы были представлены очень важные авторы для мировой истории фотографии, настоящие мировые звезды. Поэтому были выбраны эти имена, которые все знают и в творчестве которых было то, что интересно.
Даже на такой качественной выставке, как «Разговор руками», можно встретить вещи, резко выделяющиеся из общего ряда. К примеру, одно из первых в истории человечества фотоизображений — «Строфа из Оды к Наполеону, написанная рукой лорда Байрона» (1840). Работа выполнена Уильямом Генри Фоксом Тальботом — изобретателем светочувствительной бумаги.