Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Азиатско-Тихоокеанский регион как центр взаимного притяжения культур и языков
18.10.2017
Во Владивостоке завершил работу II Международный форум «Русский язык, литература и культура в пространстве АТР», который проводился Азиатско-Тихоокеанской ассоциацией преподавателей русского языка и литературы (АТАПРЯЛ) при поддержке фонда «Русский мир» и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Программа форума включала ряд научных, учебно-методических, социально-культурных и общественно-политических мероприятий, в которых приняло участие в общей сложности более 200 представителей зарубежных и российских вузов, школ, библиотек, музеев, издательств, чья деятельность так или иначе связана с продвижением русского языка, развитием и распространением российской литературы и культуры в таком геополитически важном регионе, как АТР.
Ключевым событием форума стала VII Международная научно-практическая конференция «Русский язык и русская культура в диалоге стран АТР», в ходе которой состоялось масштабное профессиональное обсуждение актуальных проблем описания современного русского языка, в том числе в аспекте его регионального функционирования и сопоставления с языками стран АТР; исследования межкультурного диалога в литературном процессе; современной теории и практики преподавания русского языка как иностранного; изучения русского языка и литературы в российской школе и др. В пленарном заседании прозвучали доклады директора Пушкинского дома в Сеуле, лауреата медали им. А. С. Пушкина Ким Сон Мён; д. ф. н., директора Института иностранных языков Чанчуньского университета Ван Цзиньлин; к. ф. н., декана факультета русского языка и русской культуры Ханойского государственного университета Динь Тхи Тху Хуен; д. ф. н. Н. Г. Брагиной (Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина); к. ф. н. М. Б. Елисеевой (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена); д. ф. н. А. В. Урманова (Благовещенский государственный педагогический университет); д. ф. н. О. А. Бузуева (Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет).
В выступлениях подчёркивалась специфика Азиатско-Тихоокеанского региона как центра активного взаимодействия различных экономик, взаимного притяжения культур и языков, выдвигалась идея консолидации региональных научных сил и образовательных ресурсов, реализации совместных проектов, обеспечивающих растущие потребности региона в изучении русского языка и приобщении к российской культуре – потребности, обусловленные общими интеграционными процессами и необходимостью эффективного взаимодействия.
Под знаком этих идей проходил и круглый стол «Русский мир в АТР», в котором также приняли участие представители генеральных консульств КНР и Республики Корея во Владивостоке; представительства МИД России во Владивостоке; Кансайского университета и Ниигатского префектурального университета (Япония); Тамканского университета и Государственного университета Чжэнчжи (Тайвань); Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск); Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова (Якутск) и др. В результате за круглым столом состоялся предметный, содержательный разговор не столько о планах и намерениях, сколько об уже реализующихся и, как показывает практика, весьма эффективных формах сотрудничества: совместных дистанционных учебных курсах, обменных производственных практиках студентов, онлайн-конференциях, межвузовских фестивалях, конкурсах, спартакиадах и мн. др.
Особой популярностью у участников форума пользовались традиционные осенние школы, в программу которых входили лекции и мастер-классы как приглашённых специалистов, так и преподавателей ДВФУ. В этом году школы прошли в обновлённом формате – с включением активных форм работы: так, в рамках школы «Актуальные проблемы современной филологии» прошёл семинар «Проблемы онтолингвистики: освоение родного и неродного языка», в ходе которого прозвучали выступления слушателей школы; в ходе работы школы «Русский язык, литература и культура в иноязычной аудитории» слушатели также имели возможность не только познакомиться с чужим опытом работы, но и поделиться собственным.
Идеями регионального диалога и сотрудничества была пронизана и культурная программа форума: участники посетили объекты, на площадках которых реализуются уникальные образовательные проекты для иностранных студентов, – Приморский океанариум и Приморскую сцену Мариинского театра оперы и балета; побывали на открытии фестиваля «Дни культур стран АТР» в Приморской краевой филармонии.
Азиатско-Тихоокеанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы в дни форума получила возможность собрать очередную отчётно-выборную конференцию, которая, в частности, единогласно проголосовала за принятие в состав ассоциации нового местного отделения. Теперь, помимо Приморского, Хабаровского, Камчатского и Биробиджанского отделений, активное участие в работе будет принимать и Якутское отделение АТАПРЯЛ, председателем которого избрана д. пед. н., зав. кафедрой русского языка как иностранного Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова С. М. Петрова.