Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебный год в краковском Русском центре начнётся с проведения ряда тематических занятий, посвящённых творчеству великих русских писателей и поэтов. На прошлой неделе на всех занятиях по русскому языку преподаватели знакомили студентов с великим русским поэтом М. Ю. Лермонтовым.
Специально для занятия была подготовлена мультимедийная презентация о жизни и творчестве поэта, студенты посмотрели документальный фильм «Неизвестный Лермонтов», который вышел в прокат в 2014 году к 200-летию со дня рождения русского поэта. Они знакомились с поэзией Лермонтова в исполнении известных актёров и слушали романсы на его стихи. Студенты старших курсов прочитали роман «Герой нашего времени» на русском языке и посмотрели отрывки из фильмов («Максим Максимыч», «Тамань» и «Бэла»). Занятия получились очень интересными и полезными, так как личность Лермонтова мало знакома польской молодёжи.
Благодаря таким урокам, студенты смогут значительно расширить свой кругозор знаний и узнать много нового о личности и произведениях великих русских писателей и поэтов. Уже очень скоро студенты будут знакомиться с биографией и главными произведениями Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и др., выучат их самые известные стихотворения, прочитают выбранные произведения и посмотрят фрагменты экранизаций их самых знаменитых произведений.