Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Ферраре, на севере Италии, откроется филиал Эрмитажа. Это не первое представительство музея за границей. Чем будет отличаться феррарская экспозиция от лондонской, лас-вегасской, амстердамской?
Летом 2007 года Государственный Эрмитаж откроет свой научно-реставрационный и выставочный центр в Италии. За право разместить у себя филиал петербургского музея соревновались три итальянских города — Феррара, Мантуя и Верона.
Мантуя предлагала для размещения филиала дворец Палаццо Подеста ХШ века в историческом центре города. Однако на завершение реставрации нужно четыре года, и на это время Мантуя предлагала залы замка «Палаццо Те», построенного по проекту архитектора и художника Джулио Романо в 1525-35 годах. Ныне там расположен Международный центр культуры и искусства.
«Мы — город фестивалей, город прекрасного, город, в котором культура передается людям. Вдобавок, у нас имеются значительные исследовательские центры. Эрмитаж позволит нам стать известными всей Европе», — сказал мэр Мантуи Фьоренца Брионии, отправляя заявку на право принимать у себя постпредство Эрмитажа.
В Вероне произведения искусства из Эрмитажа могли бы разместиться в замке Сан-Пьетро, откуда открываются лучшие виды на центр города.
«Наш проект очень гибок, он может включить в себя предложения, внесенные Эрмитажем, проекты совместной деятельности, и реализоваться без участия Эрмитажа», — утверждал вице-мэр Вероны Маурицио Горлеро. Вероне придется использовать последний из перечисленных вице-мэром вариантов. Эрмитаж выбрал Феррару.
Решение о выборе Феррары было принято после тщательного изучения представленных заявок, по итогам ознакомительной поездки в Италию директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. Руководство Эрмитажа поблагодарило два других итальянских города Мантую и Верону, предлагавшие разместить у себя филиал музея, и выразило надежду на будущее сотрудничество с ними.
Представительская и выставочная часть эрмитажного центра разместится в здании, считающимся символом Феррары — замке семейства герцогов Д'Эсте, правивших в городе на протяжении XIII-XVI веков. Феррара, расположенная в центральной области Эмилия-Романья, сыграла важную роль в культуре Италии, в становлении искусства Возрождения. При дворе герцогов Д'Эсте собирались прославленные поэты (Лудовико Ариосто, Торквато Тассо) и художники, создавшие феррарскую школу живописи (Мантенья, Пьеро Делла Франческа).
«Наш город — идеальный выбор: итальянское Возрождение происходило здесь. За четыре года мы вернули городу замок, и договор с Эрмитажем увенчает проделанную нами грандиозную работу», — сказал глава областного правительства Пьер Джорджо даль'Аква. Скульптуры из замка Д’Эсте, кстати, с XIX века хранятся в Эрмитаже. Недавно их возили на «историческую родину» — на экспозицию.
Создание научно-реставрационного центра будет финансироваться не Эрмитажем, а городом, которому досталась честь принимать у себя, говоря языком дипломатии, «постоянное представительство» крупнейшего музея России. Расходы на этот центр составят триста тысяч евро ежемесячно, пишет газета La Repubblica. В эту сумму не включается стоимость проведения выставок и конференций. Финансировать будут банки и муниципалитет Феррары.
Эрмитаж планирует создать центр, куда бы искусствоведы — сначала эрмитажные, а потом из других музеев, — могли бы приезжать и продолжительное время работать над своими темами в сотрудничестве с итальянским коллегами. Феррара показалась нам более готовой к решению этих задач. Кроме того, она и географически близка к крупнейшим университетским центрам — а ведь нашим исследователям придется ездить по всей стране. Там недавно стало осваиваться культурное наследие, и очень успешно. Будет создан Совет центра, куда войдут специалисты из двух стран. Совет будет определять научную и выставочную политику. Открыть планируем летом 2007 года. Это, разумеется, не отменяет планов работы с другими итальянским музеями. Название петербургского музея «Эрмитаж» звучит с большей силой там, где оно еще не звучало, — считают в дирекции Эрмитажа. Здесь совмещаются научные и просветительские интересы с идеологической миссией.
Центр в Ферраре станет пятым по счету «постоянным представительством» Эрмитажа вне Петербурга. Каждый из этих центров имеет свою специфику.
Первым центром Эрмитажа за рубежом стал Лондонский, открывшийся в 2000 году. Судя по прессе, эрмитажные выставки неизменно входят в число наиболее посещаемых. Комнаты Эрмитажа в лондонском Сомерсет-хаусе — совместный проект с институтом Куртод, одним из самых знаменитых в мире учреждений по исследованию и преподаванию истории искусств. Открывался центр выставкой «Екатерина Великая». Сейчас открывается «Воспитание Амура». Кроме того, существует система грантов, по которым сотрудники Эрмитажа на два месяца выезжают в Лондон, чтобы работать над своей научной темой.
В Лас-Вегасе представительство Эрмитажа открылось в 2001 году. Сюда приезжают выставки по истории искусств и истории коллекционирования. В залах Эрмитажа выставляются и другие музеи, например, музеи московского Кремля.
Амстердамский центр Эрмитажа открылся в 2004 году. Есть фонд «Эрмитаж-Амстердам» и выставочный центр «Новая церковь» («Неве Керк»), совместно с которым Эрмитаж содержит центр. Сейчас там открылась экспозиция, посвященная собраниям русских коллекционеров — Татищева, Юсупова, Горчакова и Кушелева-Безбородко. В Амстердаме акцент сделан на просветительскую деятельность. Работают детские курсы по программам, согласованным с Эрмитажем и созданным при участии эрмитажных музейных педагогов.
Первый шаг — работа над каталогом итальянской скульптуры в Эрмитаже, которую начнет международная группа специалистов уже следующим летом. Затем есть планы создания каталогов всех эрмитажных коллекций. А выставки в феррарский филиал будут приезжать не раз в полгода, как это происходит в остальных эрмитажных центрах, а раз в два года. Одна — небольшая, связанная с сугубо научными исследованиями, а вторая — для широкого круга любителей искусства. Первой туда, после внутренней выставки, поедет феррарская живопись из собрания Эрмитажа.