Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Риме открылся музыкальный фестиваль в честь 100-летия Шостаковича
21.11.2006
Концертным исполнением незавершенной оперы Дмитрия Шостаковича "Игроки" в субботу в итальянской столице открылся музыкальный фестиваль "От Рима до Санкт-Петербурга", посвященный 100-летию со дня рождения великого композитора.
На протяжении десяти дней в главном концертном комплексе Вечного города "Аудиториум" (Auditoium) пройдут концерты оркестра и солистов оперы Мариинского театра, а также хора и оркестра Итальянской музыкальной академии "Санта Чечилия" (Santa Cecilia) под управлением народного артиста России Валерия Гергиева.
Помимо "Игроков" в программе фестиваля - знаменитая Седьмая "Ленинградская" симфония, а также проект "Один день с Шостаковичем", в рамках которого музыканты студии известного пианиста Александра Торадзе исполнят практически все фортепьянные произведения мастера.
Центральным событием фестиваля, несомненно, станет концертное исполнение оперы Мусоргского "Борис Годунов", которая сначала будет представлена в оригинальной авторской версии 1869 года, а на следующий день - в оркестровке Шостаковича.
"В этом юбилейном году я исполнял произведения Шостаковича по всему миру - в Лондоне, Стокгольме, Вене, Нью-Йорке, Токио, Париже, но, прежде всего, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге", - сказал в беседе с РИА Новости художественный руководитель - директор Мариинского театра Валерий Гергиев.
"Это был самый настоящий мировой проект. Скажу больше: здесь в Риме я завершаю один из важнейших проектов своей жизни. Практически мне удалось исполнить все главное, написанное Шостаковичем, - симфонии, концерты, произведения для оперной и балетной сцены. В Мариинском театре теперь идут все оперы Дмитрия Дмитриевича, его балеты, недавно как раз была премьера "Золотого века". В Нью-Йорке в этом году мы впервые исполнили полный цикл из 15 симфоний Шостаковича, причем тремя я дирижировал впервые", - отметил маэстро.
"Я буду и дальше продолжать пропагандировать за рубежом сочинения наших великих композиторов, среди которых Шостакович занимает особое место. Можно без преувеличения сказать, что концерты, посвященные 100-летию Дмитрия Дмитриевича, стали подлинным триумфом русской культуры. И это заслуга Шостаковича. Он жив и продолжает оставаться вместе со своей страной", - подчеркнул Гергиев.
В свою очередь, Александр Торадзе отметил в беседе с РИА Новости, что Шостакович был "очень сильным и интересным пианистом, что сразу чувствуется по его фортепьянной музыке".
"В 1927 году он даже стал одним из лауреатов первого международного конкурса пианистов имени Шопена. Идея нашего проекта "Один день с Шостаковичем" состоит в том, чтобы сразу представить публике все наиболее значимые произведения мастера для фортепьяно, включая малые формы", - сказал пианист.
"В Риме я и мои ученики по студии исполним, в частности, две сонаты и 24 прелюдии для фортепьяно, оба фортепьянных концерта, а также последнее произведение композитора - Сонату для альта и фортепьяно. Пресса уже окрестила наш проект "пианистическим марафоном", но я бы назвал его данью памяти великому композитору, музыка которого созвучна нашему времени", - отметил Торадзе.
В преддверии фестиваля "От Рима до Санкт-Петербурга" в итальянской столице открылась фотовыставка РИА Новости "Шостакович и его время". На ней представлены малоизвестные снимки из богатейшего архива агентства, раскрывающие тему сложных взаимоотношений гения со своей эпохой.