Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
13 июня в Русском центре Печа прошло последнее занятие бесплатных интенсивных курсов по русскому языку для учащихся гимназий. Трёхнедельные курсы, где учились в основных ученики 11 и 12 классов гимназий, начались 22 мая, занятия проводились каждый день. За это время учащиеся научились читать и писать, познакомились с некоторыми основными сведениями о культуре России, а на последнем занятии продемонстрировали свои знания в русском языке.
Учащиеся посчитали для себя новым вызовом изучение русского языка и подчеркнули возможность его бесплатного изучения. Они также, по просьбе преподавателя курсов, оценили прошедшие занятия, доброжелательную атмосферу, дружелюбие товарищей, а также и то, что в конце курсов они уже имели элементарные практические знания по русскому языку, то есть могли представиться, рассказать о себе, заказать номер в гостинице, купить необходимые продукты в магазине, могли считать по-русски и т.д. Ученики также отметили, что все материалы урока были записаны у них в телефоне и, таким образом, они смогут с ними работать и в будущем.