Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учебное пособие по русскому языку вышло в Таджикистане
19.06.2017
15 июня 2017 г. в Русском центре Таджикского национального университета состоялась презентация электронного учебника И.Ю.Ехлаковой, Е.П.Красильниковой, Б.В.Черенковой, М.Б.Нагзибековой, Г.М.Ходжиматовой «Нормативный аспект культуры речи: орфоэпия, лексика, грамматика». Учебное пособие презентовали профессора факультета русской филологии ТНУ Мехриниссо Нагзибекова и Гулчехра Ходжиматова.
Представленное пособие включает в себя нормативный аспект культуры речи в области фонетики, орфоэпии, лексики и грамматики. В каждом разделе представлен теоретический и практический материал, направленный на формирование навыков нормативного использования разноуровневых единиц русского языка в устной и письменной формах коммуникации.
Данная работа является результатом совместной деятельности преподавателей Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого (Россия) и Таджикского национального университета (Таджикистан).
Пособие адресовано студентам филологических специальностей, изучающих русский язык как неродной или иностранный.