Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Образ России за рубежом стал одной из ведущих тем на Дальневосточном медиасаммите
19.06.2017
С 8 по 10 июня во Владивостоке проходил IV Дальневосточный медиасаммит. Региональный по названию, но международный по существу форум собрал на своих площадках всех неравнодушных к будущему СМИ и информационных технологий. За годы проведения узкоспециализированное мероприятие про медиа и для медиа превратилось в долгожданное и знаковое событие для всего Дальнего Востока.
На рекордное по количеству фото- и видеоаппаратуры на один квадратный метр событие съехались такие видные эксперты, как Мария Захарова, директор департамента информации и печати МИД РФ, Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», Всеволод Богданов, председатель Союза журналистов России. В число приглашённых спикеров медиасаммита вошла и Лада Клокова, шеф-редактор журнала «Русский мир.ru». Она выступила в роли докладчика на круглом столе «Русскоязычная пресса за рубежом. СМИ Азиатско-Тихоокеанского региона о России».
Организатором данной секции выступил Дальневосточный филиал фонда «Русский мир». Главной идеей круглого стола являлось отражение образа России за рубежом, сформировавшегося под воздействием СМИ. Как отметил модератор секции директор Дальневосточного филиала фонда «Русский мир» Александр Зубрицкий, подобная тема рассматривается в рамках медиасаммита впервые и имеет большое значение для международных отношений, поскольку «репрезентация стран в информационном пространстве друг друга напрямую отражает уровень взаимопонимания и взаимоуважения между государствами, взаимопроникновения национальных культур».
На секции тема восприятия России за рубежом получила многостороннее освещение. Этому во многом поспособствовал пёстрый состав аудитории: представители краевой и городской власти, журналисты, консулы, преподаватели и студенты. «Препарирование» имиджа страны выстраивалось на основе следующих направлений работы: общерегиональные тренды в формировании образа России в АТР, регионоведческие аспекты, а также модели трансляции достоверной информации – три составляющие, дающие полноценное понимание современных процессов позиционирования России.
По словам Алексея Старичкова, директора департамента международного сотрудничества Приморского края, отношение к России в странах Азии характеризуется позитивной динамикой и повышением интереса к Дальнему Востоку. К тому же выводу пришёл его коллега, начальник управления международных отношений и туризма администрации Владивостока Алексей Кушнир, представивший доклад об образе Владивостока через призму СМИ городов-побратимов. Им вторил генеральный консул Социалистической Республики Вьетнам Хуинь Минь Тинь, поделившийся опытом выстраивания двусторонних отношений на основе симпатии и дружественности.
По завершении секции был составлен итоговый документ, вобравший в себя лучшие предложения и рекомендации по улучшению имиджа России. Участники круглого стола убеждены в необходимости обязательного возвращения к данной теме уже на медиасаммите-2018.