Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Шеф-редактор исторического журнала «Родина» Игорь Коц посетил Приднестровский госуниверситет 31 мая по приглашению общественной организации Dialogum и международного медиа-клуба «Формат А3». В Русском центре он встретился со студентами и преподавателями.
Игорь Александрович Коц рассказал о том, как пришёл в журналистику, поделился с аудиторией своим профессиональным опытом. Свою карьеру он начал со спортивной журналистики. В 2003 году был назначен главным редактором газеты «Советский спорт», которая на тот момент была убыточной. Практически полностью сменив состав редакции, новый руководитель изменил формат газеты и таким образом смог привлечь читателя. Вторым витком судьбы Игоря Коца стал исторический журнал «Родина», выпускаемый «Российской газетой». В ноябре 2014 г. Игорь Александрович становится шеф-редактором журнала, и история повторяется. Ещё один убыточный проект, интерес аудитории к которому необходимо возродить. И его команде это удается. «Была поставлена задача из узкого корпоративного издания сделать массово-популярный интересный журнал. Мы полностью изменили содержание и подняли тираж издания на 90 %», – рассказывает собеседник.
За два года существования редакция выпустила 26 номеров. «Успех у читателя зависит не от выбора темы, не от остроты поставленной проблемы, а прежде всего от исполнения. Чем "Родина" отличается от других изданий? Мы пишем не историю событий – мы рассказываем историю людей», - признается Игорь Александрович. Под строгим запретом у редакции журнала и так называемое «википедийное» повествование. По словам журналиста, жизнеописание героя никто не прочитает. «В центре каждой заметки стоит человек, который показан нами на историческом переломе. Главное условие – герой на страницах "Родины" должен быть живым», – объясняет Коц.
Игорь Александрович привел пример одного из таких повествований: «Вы все, наверное, слышали о причуде императора Николая II стрелять по воронам. Многие газеты советского периода цитировали его дневники, посмеиваясь над этой чертой. Якобы, человеку надо страной управлять, а он по пернатым стреляет. Но никому в голову не могло прийти, что у такого поведения есть причина. А в "Родине" нашли этому объяснение. Корреспондент журнала прочитал все дневники императора и проанализировал их. Оказалось, у человека просто был стресс, с которым он таким образом справлялся». Именно так, по словам гостя, они в «Родине» рассказывают о своих героях, не только об известных исторических личностях, но и о простых людях.
«Каждый из вас может стать автором "Родины". Интересуйтесь историей своей семьи, общайтесь со своими бабушками и дедушками. Иногда они могут рассказать очень интересные вещи, о которых вы даже не предполагали. А если узнаете что-то интересное, пишите нам. Мы обязательно опубликуем», – пообещал Игорь Коц.