Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
22 мая в Русском центре Печского университета начались бесплатные интенсивные курсы русского языка для гимназистов. Уже стало традицией после окончания учебного года, заканчивающегося в Венгрии обычно в середине июня, проводить интенсивные курсы русского языка для начинающих для учащихся гимназий в течение двух недель, где они учатся читать и писать по-русски, знакомятся с русской культурой.
В этот раз по просьбе учащихся было решено курсы проводить не после окончания учебного года, а в последние недели – когда у учеников бывает больше свободного времени. В течение трёх недель каждый день два часа слушатели курсов будут знакомиться с русскими языком и культурой. Уже через два дня после начала курсов учащиеся смогли ответить на элементарные вопросы, например «как тебя зовут?», «где ты живёшь?» и другие, а также написать своё имя и фамилию на русском языке. Как отметила методист Русского центра Терезия Яжьян, у учеников есть большая мотивация в изучении русского языка: одни ходят на курсы из-за интереса к русской культуре, других интересует сам экзотический русский язык, а третьи пользуются возможностью, предоставленной Русским центром, и бесплатно изучают язык.
На курсах обучаются учащиеся 11 и 12 классов разных гимназий Печа – реформатской гимназии, гимназии имени Януса Поннония и других. В конце курсов планируется провести заключительное занятие, где учащиеся продемонстрируют свои знания по русскому языку в форме видеозаписи.