Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
- Это прямо про меня, - сказала, отвечая на вопрос викторины по русскому языку, ученица одиннадцатого класса ташкентской школы № 195 Юлия Гизатулина.
Праздник русского языка в Российском центре науки и культуры (РЦНК) в узбекской столице проходил нынче весьма необычно, сообщает cоциально-экономическая и общественно-политическая газета Узбекистана «Правда Востока». Во-первых, уж очень компетентное жюри оценивало ответы участников викторины - гостящие в нашей стране доценты и преподаватели Центра международного образования (ЦМО) Московского государственного университета имени М.Ломоносова во главе с доктором филологических наук профессором Владимиром Станиславовичем Елистратовым.
Когда ЦМО объявил в Интернете о проведении и условиях участия в викторине по русскому языку, из Узбекистана откликнулось много желающих. Проведя предварительный отбор, жюри назвало шестерых лучших, которых и пригласили на праздник в РЦНК для участия в последнем - "живом" - этапе. В зале также присутствовали десяти- и одиннадцатиклассники столичных школ и лицеев - победители олимпиад и конкурсов по русскому языку, которые также поборолись за различные призы.
Всех опередила Юлия Гизатулина. Причем блестящее знание русского языка и литературы она продемонстрировала не в первый раз. В числе группы участников четвертой олимпиады школьников из государств СНГ и Балтии от Узбекистана она как раз и прилетела из Москвы накануне праздника.
Команда из Узбекистана награждена на олимпиаде дипломом МИД РФ и Московского института открытого образования за успешное участие в конкурсе плакатов "Дружба начинается с улыбки". Учащаяся десятого класса гимназии № 1 г.Нукуса Александра Терехина получила диплом "За эмоциональность восприятия художественных произведений, проявленную в устном туре", а учащаяся одиннадцатого класса ташкентской гимназии №103 Светлана Отто - диплом "За победу в лингвистической игре "Грамотей" и успешное участие в конкурсе авторских произведений.
А Юлия Гизатулина получила в Москве два диплома - третьей степени и "За успешное участие в конкурсе чтецов".
Третью и похоже, не последнюю награду, получила Юлия в РЦНК в Ташкенте, победив с большим отрывом от соперников в викторине на празднике русского языка. Впрочем, большую радость доставил праздник всем его участникам, а членов компетентного жюри удивил прекрасным знанием произведений русской классики юными ташкентцами.