Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
28 апреля в Русском центре Бельцкого госуниверситета им. А. Руссо состоялась встреча Е. Сироты и Т. Сузанской с преподавателями и студентами БГУ. Они рассказали о международной конференции «Научная политика стран – членов ЕС и России: общее прошлое, общие вызовы», прошедшей 18–19 апреля в Московском государственном педагогическом университете.
Бельцкие преподаватели впервые стали участниками такого высокого научного форума, на котором выступили российские и зарубежные учёные: Виктор Дронов, первый проректор МПГУ по научной работе, Ференц Мисливец, генеральный директор Института перспективных исследований г. Кёсег (Венгрия), Дёрдь Чепели, руководитель программ этого же Института, Джоди Джензен, профессор, эксперт по проектам «Жан Монне», профессор Сурен Золян, сотрудник Института философии НАН Армении, Теодора Янници, директор греческого культурного центра (Москва), Андрей Колесников, доцент кафедры управления информационными ресурсами Академии управления при президенте Республики Беларусь, Екатерина Петруцкая, директор Минского педагогического колледжа и др.
Конференция была посвящена 30-летнему юбилею программы «Эразмус», которая предоставила большие возможности для академической мобильности студентов и преподавателей, обмена передовым опытом и осуществления исследовательских и образовательных проектов сотням вузов Европы и мира, включая вузы России и СНГ, в том числе и Молдавии. Например, в БГУ им. А. Руссо за последние 10 лет были предоставлены гранты 135 студентам и преподавателям.
На конференции обсуждались новые стандарты и стратегические направления научной политики в Центральной и Восточной Европе, в странах восточного партнерства ЕС. На этой основе будут сформулированы рекомендации по разработке и реализации научной политики сотрудничества ЕС и России в области высшего образования. С большим интересом были выслушаны сообщения студентов о проблемах и перспективах развития науки в ряде стран ЕС. Выступающие опирались на ежегодные доклады, представленные странами ЕС в Объединённый центр исследований при Европейской комиссии.
Очень полезным для участников конференции стало выступление профессора Джоди Джензен, которая уже полтора десятилетия является экспертом и рецензентом проектов «Жан Монне» в Еврокомиссии. Она дала ряд ценных рекомендаций по оформлению заявок на конкурсы, предлагаемые проектами «Жан Монне».
Студенты и преподаватели БГУ проявили большой интерес к информации, высказали желание участвовать в европейских проектах и задали своим преподавателям, участникам московской конференции ряд вопросов.