Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
13 апреля Русский центр Бельцкого госуниверситета организовал заседание киноклуба, объединившего три важные даты апреля: 85-летие Андрея Тарковского, День космонавтики и Светлое Христово Воскресение. На первый взгляд – это абсолютно не пересекающиеся темы. Однако все они нашли своё воплощение в кинофильме А. Тарковского о космосе и нравственной проблематике – «Солярис».
Перед просмотром фильма Владимир Бражук рассказал студентам об Андрее Тарковском, о его жизненном пути, о семи картинах мастера, вошедших в историю мирового кинематографа, об основных темах режиссёра в кино. Для большинства студентов это было первое знакомство с Андреем Тарковским.
Просмотр кинофильма «Солярис», снятого Андреем Тарковским в 1972 году по мотивам одноимённого фантастического романа Станислава Лема, не оставил никого равнодушным. Как отмечал сам режиссёр: «Главный смысл фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее».
Невозможно открытие других миров без открытия себя: «Любовь – это то чувство, которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину. До сего момента человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может, мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?» – говорит один из героев.