Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Во Всечешской олимпиаде по русскому языку приняли участие более 1000 школьников
13.04.2017
В Российском центре науки и культуры в Праге прошёл финальный тур Всечешской олимпиады по русскому языку для учащихся чешских школ.
По поручению Министерства образования Чешской Республики олимпиада проводится здесь ежегодно в течение более 30 лет Национальным институтом дополнительного образования. В этом году после долгого перерыва её официальным соорганизатором стало представительство Россотрудничества в Праге.
Русский язык в системе образования Чехии занимает традиционно прочные позиции. Он включён в программу средних школ и гимназий в качестве второго иностранного языка. В настоящее время его изучают более 50 тысяч школьников.
В этом году в олимпиаде по русскому языку по всей Чехии приняло участие свыше 1300 учащихся. 300 из них вышло в краевые туры, по итогам которых лишь 32 лучших боролись за победу в финале.
В жюри конкурса вошли ведущие чешские русисты во главе с заведующими кафедр русского языка и литературы педагогических факультетов Масарикова университета (г. Брно) и Карлова университета (г. Прага) Симоной Корычанковой и Ленкой Розбоудовой.
Олимпиаду открыл и приветствовал организаторов и участников руководитель представительства Россотрудничества в Чехии Леонид Гамза.
Среди 14 финалистов, которые изучают русский язык менее трёх лет (категория SŠ I), победителями стали Тереза Томашкова (1 место, г. Новы Быджов), Ива Таборска (2 место, г. Поличка), Барбора Шлайсова (г. Бловице). Среди 14 учащихся чешских школ и гимназий, которые изучают русский язык как иностранный более трёх лет (категория SŠ II), победителями стали Виола Краусова (1 место, г. Велке Павловице), Сабина Фаркова (2 место, г. Кралупы над Влтавой) и Каролина Говоркова (г. Яблонец над Нисой).
В этом году организаторы Олимпиады впервые ввели новую категорию для учащихся, у кого русский язык является вторым родным и на котором они общаются за пределами школы (категория SŠ III). Благодаря этому в конкурсе смогли участвовать школьники из русскоязычных и двуязычных семей.
В церемонии торжественного закрытия и награждения победителей Олимпиады принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Чешской Республике Александр Змеевский. Обращаясь к победителям и всем участникам, он подчеркнул, что «своим интересом к русскому языку, культуре и истории вы уже сейчас вносите вклад в развитие добрых отношений между Чешской Республикой и Российской Федерацией. И далее этот вклад будет расти, ваши знания крепнуть, а возможностей их применения станет больше».
Директор Национального института дополнительного образования Чехии Гелена Плитцова на церемонии закрытия высоко оценила тот факт, что финальный тур олимпиады вернулся в стены РЦНК в Праге.
Все участники финального тура получили дипломы и памятные сувениры. Победители олимпиады из числа соотечественников в категориях SŠ II и SŠ III примут участие в программе «Здравствуй, Россия».