Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках сотрудничества между фондом «Русский мир» и Печским университетом гостем кафедры славянской филологии и Русского центра была доцент Института русского языка и культуры Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Светлана Юрьевна Камышева, которая провела занятия по курсу «Страноведение России» (раздел «Праздники») со студентами-русистами. В рамках мероприятий Русского центра С. Ю. Камышева также выступила перед учителями русского языка города и соседних городов областей Баранья и Толна и рассказала о праздниках современной России. Она подробно остановилась на праздновании Нового, а также Старого нового года, Крещении, Масленице, о 4 ноября и других праздниках. В ходе этой встречи преподавателю было задано много вопросов, в том числе слушателей интересовало празднование Рождества, 23 февраля, подарки женщинам на 8 марта и т. д.
В ходе своего визита доцент Камышева посетила урок русского языка в базовой гиманзии Печского университета, где познакомилась со спецификой преподавания русского языка в Венгрии на начальном этапе и с учебником, по которому изучают язык, а также в рамках курса методика преподавания русского языка как иностранного у студентов-русистов заочного отделения провела консультацию для учителей-практиков, интересующихся современными методами преподавания РКИ в языковой среде (в России) и отличием этих методов от преподавания в неязыковой среде у учащихся неславянских стран. Гостья осталась довольна знанием русского языка у студентов-русистов кафедры славянской филологи, несмотря на то, что они начали изучать язык только два года назад, и подчеркнула их любознательность, активность.