Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподаватели ТПУ будут по скайпу учить школьников из Вьетнама русскому языку и точным наукам
17.03.2017
Томский политехнический университет и ханойский филиал Института русского языка им. А.С. Пушкина (Вьетнам) запускают совместный образовательный проект, в рамках которого преподаватели Томского политеха будут проводить для вьетнамских школьников уроки русского языка по скайпу. Совместная образовательная программа поможет ученикам лучше осваивать русский, общаясь с его прямыми носителями.
Такой договоренности представителям двух вузов удалось достичь в ходе визита делегации ТПУ во Вьетнам, где в течение недели представители Томского политеха, совместно с коллегами из пяти других российских университетов, принимали участие в организации олимпиады школьников по физике. Организатором олимпиады выступил Российский центр науки и культуры (РЦНК) во Вьетнаме. Ее цель — выявить наиболее талантливых абитуриентов для обучения по техническим направлениям в российских вузах.
«Олимпиада проходила в трех городах Вьетнама — Ханое (Северный Вьетнам), Тамки (Центральный Вьетнам) и Нячанге (Южный Вьетнам). Таким образом, можно сказать, что мы охватили всю страну. Отмечу, что в силу целого ряда исторических особенностей развития этих регионов, они существенно различаются, каждый из них имеет собственную культурную и социальную специфику. Соответственно, и подход к абитуриентам каждой из этих частей страны тоже должен быть разным. В процессе поездки нам удалось познакомиться с ребятами, рассказать им о ТПУ, сформировать у них комплексное представление о направлениях обучения в нашем вузе. Также ребята получили небольшие подарки и сувениры от Томского политеха», — рассказывает директор Центра управления контингентом студентов ТПУ Алексей Васильев.
Он отмечает, что участие в олимпиаде по физике приняли 392 школьника. Наибольшую мотивацию и интерес к выполнению олимпиадных заданий проявили ученики из Центрального Вьетнама, где было больше всего участников, но лучшие результаты все же показали ребята из южной части страны — школьники Нячанга.
«Такие олимпиады дают возможность привлечь в стены Томского политеха наиболее талантливых, подготовленных, мотивированных к учебе ребят. Кроме этого, в ходе поездки нам удалось расширить области сотрудничества со школами, вузами и государственными ведомствами Вьетнама», — говорит Алексей Васильев.
Так, представители вуза посетили Министерство образования Вьетнама, встретились с представителями Вьетнамского государственного технического университета им. Ле Куй Дона — одного из ведущих технических университетов страны, и Ханойского университета геологии и минералогии — ведущего во Вьетнаме вуза, занимающегося подготовкой специалистов в области нефтегазовой отрасли.
«Сейчас мы разрабатываем проекты соглашений с университетами и школами Вьетнама — нашими новыми партнерами. Все они проявили заинтересованность в сотрудничестве. А с традиционным партнером ТПУ, ханойским филиалом Института русского языка им. А.С. Пушкина, в ходе визита мы договорились о запуске совместного онлайн-проекта по обучению школьников русскому языку, — продолжает Алексей Васильев. — В институте еженедельно проходят занятия по русскому языку для будущих абитуриентов, но существует проблема, связанная с отсутствием носителей языка, языковой среды в целом. Совместная образовательная программа поможет решить эту проблему».
Еженедельно преподаватели Томского политеха будут общаться с вьетнамскими школьниками в режиме онлайн.
«Начнем мы совместные занятия с изучения русского языка, а в дальнейшем планируем перейти еще и к отдельным урокам по предметам, являющимся профильными для Томского политеха, — физике, математике, химии и информатике.
Новый образовательный проект, с одной стороны, позволит ребятам учить русский язык и точные науки на достойном уровне, с другой стороны — поможет нам сформировать пул подготовленных абитуриентов, осведомленных о Томском политехе и тех возможностях, которые он дает своим студентам», — заключает Алексей Васильев.
Сейчас, по его словам, новая образовательная программа находится на стадии разработки. Запустить ее томский и ханойский вузы намерены уже в этом году.