Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международная научно-практическая конференция «Традиции и новации в преподавании русского языка как иностранного»
22.11.2006 - 24.11.2006
Организатор: Филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кафедра русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов
На конференции будут работать следующие секции:
Перспективные методы, формы и технологии в обучении РКИ.
Вопросы психологии и психолингвистики в преподавании РКИ.
Обучение языку специальности: отбор и организация языкового материала, формы обучения видам речевой деятельности.
Лингвометодические основы учебных пособий нового поколения: структура, содержание и формы представления учебного материала, роль учебника в оптимизации процесса обучения.
Русская языковая картина мира: особенности, функционирование языковых единиц, сопоставительные исследования.
Лингвокультуроведческие аспекты преподавания РКИ.
Русский художественный текст в иноязычной аудитории.
Адрес оргкомитета:
119992, Москва, ГСП-2, Ленинские горы, МГУ имени М.В. Ломоносова, II корпус гуманитарных факультетов, к. 826.
Телефон/факс: (095) 939-15-05.
E-mail: rki.konf.2006@mail.ru