Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников»
28.09.2006 - 29.09.2006
Организатор: Воронежский государственный педагогический университет; Центр русского языка ВГПУ
Конференция посвящена 75-летию Воронежского государственного педагогического университета.
Планируется обсуждение следующих проблем:
Актуальные проблемы состояния и развития русского языка в современных социокультурных условиях:
- Особенности развития русского языка на рубеже ХХ-ХХI вв. (на всех уровнях языковой системы и во всех социальных и функционально-стилистических разновидностях).
- Русский язык как сокровищница духовных традиций русского народа.
- Современная языковая ситуация и проблемы культуры речи.
- Динамика языковой нормы и вопросы кодификации русского литературного языка.
- Проблемы лингвоэкологии в современных социокультурных условиях.
Лингвокультурная ситуация в России начала XXI в. и современное школьное образование в области родного русского языка:
- Состояние и проблемы современного школьного образования в области родного русского языка.
- Современные стандарты школьного филологического образования.
- Учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка в средней школе.
- Проблемы формирования языковой личности школьника в современных социокультурных условиях.
Актуальные проблемы подготовки учителей-словесников в современных социокультурных условиях:
- Содержание вузовского филологического образования по педагогическим специальностям.
- Особенности подготовки учителей-словесников в условиях модернизации российского образования.
- Формирование языковой личности будущего учителя.
- Формы и методы повышения квалификации учителей-словесников в современных условиях.
Председатель оргкомитета конференции:
доктор филологических наук, профессор О.В. Загоровская.
Адрес:
394043, Россия, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86, Воронежский государственный педагогический университет, кафедра русского языка.
Телефоны:
(4732) 64 44 17 (кафедра русского языка);
(4732) 53 03 49 (деканат факультета русского языка и литературы);
Факс: (4732) 55 17 50.
E-mail: rus@vspu.ac.ru (или az_buka@rambler.ru)