Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
VI Международная научно-практическая конференция «Современная методика русского языка как иностранного: проблемы и их решение»
02.02.2010 - 03.02.2010
Место проведения: г. Москва Организатор: кафедра русского языка как иностранного Московского педагогического государственного университета
На конференции будут обсуждаться следующие проблемы.
Традиции и новации в преподавании русского языка иностранным учащимся.
Психологические и психолингвистические особенности обучения иностранных граждан разных национальностей.
Формирование коммуникативной, лингвистической, социолингвистической, экзистенциональной и межкультурной компетенций как целей обучения.
Новые подходы к организации обучения РКИ: методы и технологии, учебники и учебные пособия, программы и планирование, контроль знаний и тестирование.
Формирование вторичной языковой личности при обучении РКИ.
Адрес Оргкомитета: 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 88, корп.1, общежитие № 8, комн. 506, кафедра РКИ, Л.С. Крючковой
Телефон/факс: (495) 438-18-17. Е-mail: konf2009@yandex.ru