Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Место проведения: г. Москва Организатор: Российский университет дружбы народов
1. «Методика преподавания русского языка (как иностранного, как неродного): разнообразие теорий и практик»
В программе обучения: общие вопросы методики преподавания русского языка как неродного: подходы, методы, принципы обучения русскому языку: прямые, сознательные, интенсивные, альтернативные методы; коммуникативно- деятельностный, личностно-ориентированный, гуманистический и др. подходы к обучению языку, анализ преимуществ и недостатков. Общедидактические, педагогические, психологические, психолингвистические, лингвокультурологические, методические основы обучения русскому языку. Цели и задачи обучению русскому языку и культуре, иерархия учебно-практических и прагматических целей. Понятие коммуникативной компетенции и ее базовые составляющие. Качество управления процессом обучения русскому языку в рамках формального и неформального образования (школа, вуз, курсы, кружки). Возрастная лингводидактика: психологические основы билингвизма; развитие речи ребенка; инновационные технологии в преподавании русского языка детям; обзор новинок учебно-методической литературы.
Формы обучения: лекции, семинары, мастер-классы, практика.
2. «Методика тестирования мигрантов; лиц, претендующих на получение гражданства РФ; изучающих русский язык как иностранный»
В программе обучения: новое в теории и практике тестирования; формат тестовых экзаменов и языковая подготовка к сдаче тестов. Организация процесса проведения тестирования. Разработка инструкций по проведению тестирования. Сценарии проведения тестирования. Стандартизация условий проведения. Методика проведения индивидуального и коллективного тестирования. Психологические аспекты тестирования. Этика тестирования. Влияние привычности и искушенности на результаты тестирования. Конфиденциальность. Квалификация экзаменаторов. Представление результатов тестирования для различных пользователей.
3. «Методика создания (электронных) компьютерных средств обучения»
Формы обучения: лекции, практические занятия, индивидуальные консультации с преподавателем, самостоятельные занятия в лаборатории. Теоретические основы использования новых информационных технологий в практике преподавания. Общие тенденции развития новых информационных технологий и их влияние на профессиональную компетенцию современного преподавателя. Практическая демонстрация возможностей компьютерных технологий в практике преподавания РКИ. Практическая работа по проектированию и созданию компьютерных тестов в оболочке «Тестер». Введение в пакет прикладных приложений MS Office. Обзор обучающих компьютерных программ. Концепция компьютерного учебника. Практические занятия по созданию обучающих материалов в среде стандартных программных приложений (создание мультимедийной презентации в PowerPoint). Самостоятельная работа по созданию презентации. Основы педагогического дизайна. Практические приемы формирования педагогического массива для повседневного использования. Проектирование и дизайн веб-страницы в редакторе Word, PowerPoint, FrontPage, FotoShop.
По окончании семинаров выдается сертификат о повышении квалификации. Во время семинара работает постоянная ярмарка-выставка книжной продукции по компьютерным и сетевым технологиям в преподавании языка.
Место проведения: г. Москва, РУДН, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, каб. 403, факультет повышения квалификации преподавателей
Заявки просим отправлять на факсы (495) 433-06-00; 434-53-06 или на e-mail: dekan-fpk@yandex.ru. Координатор – Воропаева Юлия Александровна