Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе»
19.02.2009 - 20.02.2009
Место проведения: г. Новокузнецк Организатор: Кузбасская государственная педагогическая академия (факультет русского языка и литературы, кафедра теории и методики обучения русскому языку)
Основные направления работы конференции:
• риторическое (коммуникативное) образование в России в ХХI веке: традиции и инновации;
• коммуникативная подготовка современного студента (бакалавра, магистра, специалиста): содержание, методика;
• особенности подготовки по русскому языку, культуре речи, риторике студентов гуманитарных и негуманитарных специальностей и учащихся средних общеобразовательных учреждений.