Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
XIII Международная научно-методическая конференция «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве»
21.01.2009 - 23.01.2009
Место проведения: г. Москва Организатор: Российская ассоциация преподавателей, исследователей и учителей риторики, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина
Проблематика конференции.
1. Риторика и речеведческие дисциплины: научный предмет и педагогическая практика.
2. Риторика и культура общения в политической, социальной и культурной жизни современного государства.
3. Риторика и речеведческие дисциплины в вузах: программы, концепции курсов, учебники и учебные пособия.
4. Преподавание русского языка и культуры речи в вузах негуманитарного профиля.
5. Культура общения и риторика в школе: предмет – методика – учебники.
6. Профессиональная риторика и культура делового общения для специалистов (политиков, юристов, предпринимателей, педагогов, военных и т.д.).
7. Популяризация риторики в Интернете и новые формы преподавания: программы, тренинги, бизнес-курсы.
8. Преподавание риторики и ораторского мастерства на курсах и тренингах.
9. Риторическая классика и современность: изучение и публикация риторической классики.
10. Профессиональная подготовка преподавателей риторики и культуры речи в вузах и школе.
Тезисы и заявку можно выслать по электронной почте с указанием «Риторика 2009».