Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всероссийский праздник русского языка, посвященный А.С. Пушкину
14.10.2008 - 15.10.2008 | Информацию прислал Bobylev
Место проведения: г. Орел Организатор: Орловский Государственный Технический Университет URL: http://russkiiyazik.narod.ru/
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
14-15 октября 2008 г на базе Орловского государственного технического университета в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» про-водится Всероссийский праздник русского языка, посвященный А.С. Пушкину.
Задача Праздника - привлечь внимание молодого поколения к проблеме сохранения русского языка, истории отечественной словесности, творческому наследию А.С.Пушкина.
К участию в Празднике приглашаются учащиеся старших классов, учите-ля русского языка и литературы, работники органов народного образования, писатели, работники библиотек.
Проведению Праздника предшествует организация заочного конкурса, в котором участвуют ученики 10-11 классов (рефераты, исследовательские рабо-ты, эссе) и учителя (методические разработки, исследования).
Заочный отборочный конкурс проводится в августе-сентябре 2008 г.
В ходе его проведения Праздника приглашенные старшеклассники и учи-теля смогут выступить со своими работами на творческой конференции и при-нять участие в проведении очной конкурсной программы.
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В ЗАОЧНОМ КОНКУРСЕ
1 ДО 15 СЕНТЯБРЯ 2008 г. необходимо прислать конкурсную работу и заявку по электронной почте: Russkiiyazik@yandex.ru
2. При написании конкурсных работ рекомендуется ориентироваться на примерный перечень тематических заданий творческой конференции.
3. Конкурсные работы ДО 20 СЕНТЯБРЯ 2008 г проходят экспертную оценку.
4. Победителям заочного конкурса высылаются приглашения к участию в Празднике.
5. Лучшие работы публикуются в альманахе и сборнике материалов Праздника.
6. Требования к оформлению: текст конкурсной работы не менее пяти страниц – через полтора интервала; поле слева, справа, сверху – 2 см., снизу – 2,5 см., межстрочный интервал – полуторный; шрифт: размер (кегль) – 14 пунк-тов; тип - Times New Roman; ориентация книжная; красная строка (отступ) – 1,25; не использовать табуляций, автоматических списков, стилей, специаль-ных символов и подчеркиваний.
ТВОРЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Творческая конференция будет проводиться в первый день Праздника. Планируется работа четырех секций: I. «Литературная. Исследовательские работы»; II. «Лингвистическая. Исследовательские работы»; III. «Литературная. Творческая»; IV. «Методическая».
На секцию «Литературная. Исследовательские работы» представляются рефераты, доклады, исследовательские работы учащихся, тематически связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, пушкинскими местами России, а также с пушкинскими традициями в русской классике. Примерные тематиче-ские задания первой секции: «Диалог Пушкина с предшественниками и после-дователями» (варианты: «Пушкинские традиции в поэзии Серебряного века», «Пушкин и Маяковский», «Учителя Пушкина», «Культурные истоки творчест-ва Пушкина» и пр.); «Пушкин и родной край (варианты: «Пушкин и Орловщи-на», «Пушкин и Тверской край» и пр.); «История проходит предо мною» (тема истории в творчестве Пушкина); «Фольклор в творчестве Пушкина»; «Уроки высокой нравственности в творчестве Пушкина»; «Женские образы в произве-дениях Пушкина»; «Ирония в поэзии и прозе Пушкина»; «Эпиграфы произве-дений А.С.Пушкина»; «Проблема цели и смысла жизни в творчестве Пушки-на»; «Кто является главным героем «Капитанской дочки»; «Философия лирики А.С.Пушкина»; « «А.С.Пушкин и современники» (варианты: «Пушкин и импе-ратор Николай I», «Пушкин и Мицкевич», «А.С.Пушкин и Серафим Саров-ский: была ли встреча» и пр.); «Исчерпывает ли понятие «памятника литерату-ры» значение творческого наследия А.С.Пушкина» и др.
На секцию «Лингвистическая. Исследовательские работы» представляют-ся рефераты, доклады, исследовательские работы учащихся, посвященные лингвистическому анализу текстов произведений Пушкина, характеристике значения его творчества для формирования и развития современного русского лите-ратурного языка, а также освещению роли пушкинских языковых традиций для утверждения и сохранения культуры речи, сохранения высоких образно-стилистических традиций русского языка. Примерные тематические задания второй секции: «Пушкин – основоположник современного русского литератур-ного языка»; «Слова-символы в поэзии и прозе Пушкина»; «Золотые россыпи пословиц в произведениях А.С.Пушкина»; «Церковнославянизмы в текстах произведений А.С.Пушкина»; «Галлицизмы в прозе А.С.Пушкина»; «Синтак-сис прозы А.С.Пушкина» (варианты: «Роль обращений в поэзии Пушкина», «Односоставные предложения в прозе Пушкина» и пр.); «Архаизмы в поэзии и прозе А.С.Пушкина»; «Глагол как изобразительное средство в произведениях А.С.Пушкина»; «Тропы и фигуры в текстах произведений Пушкина» (вариан-ты: «Сквозные метафоры у Пушкина», «Перифразы как средство художествен-ной выразительности в произведениях Пушкина» и пр.); «Звукопись и смысл в стихе А.С.Пушкина»; «Средства передачи разговорной интонации в стихе Пушкина»; «Лингвостилистический анализ одного из стихотворений А.С.Пушкина»; «Сопоставительный лингвоэстетический анализ стихотворений А.С. Пушкина и других русских поэтов» (например: «Пророк», «Памятник». «Поэт» и т.д.); «Язык Пушкина и современная русская речь» и др.
На секцию «Литературная. Творческая» представляются творческие рабо-ты учащихся, сочинения-эссе, поэтические опыты школьников. Примерные те-мы: «Читая произведения Пушкина», «Мой Пушкин», «Светлое имя Пушкина» «Духовный мир Пушкина», «Здравствуй, племя молодое, незнакомое», «Кав-казский пленник» А..С. Пушкина: современное восприятие», «Земли родной минувшая судьба…», «Пушкин и ХХI век», «Тайна бессмертия Пушкина», «Солнце русской поэзии», «Поэт и власть» и др.
На методическую секцию представляются методические разработки и ис-следования учителей-словесников, в том числе программы элективных, фа-культативных курсов, посвященные творческому наследию А.С. Пушкина. Примерная тематика конкурса учителей: «Интегрированные уроки русского языка и литературы, посвященные творчеству А.С.Пушкина»; «Обучение ана-лизу художественного текста на материале произведений Пушкина»; «Музыка и живопись на уроках, посвященных Пушкину»; «Внеклассная работа по твор-честву Пушкина» (варианты: «Литературно-музыкальные композиции, посвя-щенные жизни и творчеству Пушкина», «Литературно-краеведческая работа по изучению связи Пушкина с родным краем», «Роль школьных музеев, посвя-щенных Пушкину в нравственном и эстетическом воспитании школьников» и пр.); «В творческой мастерской Пушкина»; «Интерпретация произведений А.С.Пушкина в театре и кино»; «Конспект урока на тему «Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина»; «Конспект урока на тему «Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина»; «Эволюция лирических жанров в творчестве Пушкина» (варианты: эволюция жанра элегии, дружеского послания, оды и пр.); «Функ-ции предметно-бытовой детали в прозе Пушкина»; «Особенности интонацион-но-фразового членения стиха Пушкина» и др.
ОЧНАЯ КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА
Конкурсная программа будет проводиться во второй день Праздника. Предусматриваются три вида состязаний: конкурс на знание жизни и творчест-ва Пушкина (1 этап), конкурс чтецов (2 этап), диспут (3 этап).
На первом и втором этапе конкурсы будут проводиться отдельно – среди учащихся и учителей. При оценке эрудиции им будут предложены задания раз-ного уровня сложности – на знание текстов пушкинских произведений, а также на знакомство с деталями творческого и жизненного пути великого поэта. Для исполнения в ходе конкурса чтецов могут быть выбраны не только стихотворе-ния, но также отрывки из поэм, прозаических и драматургических текстов, созданных А.С.Пушкиным. Предполагается, что после первого и второго этапов число участников конкурсной программы сократится на 75 %. При проведении третьего этапа конкурсной программы будут сформированы две команды, чле-ны которых должны будут отстаивать одну из противоположных точек зрения, сформулированных в названии диспута.
Тематические задания диспута:
А.«Я памятник воздвиг себе нерукотворный»: возвеличивание гения или призыв к смирению?».
Б. Пугачев в изображении Пушкина: зверь или человек?
В. «Вольность» А.С.Пушкина: призыв к революции или к утверждению закона?
Г. Где прав поэт, утверждая:
- «Глаголом жги сердца людей» («Пророк»).
- «Тебе нет отклика, поэт»(«Эхо»).
На основании оценок жюри определяются победители итогового конкурса.
Победители конкурса по итогам награждаются дипломами лауреатов и дипломантов трех степеней в соответствии с номинациями и призами. Кроме того, участники будут награждены специальными дипломами.
ЗАЯВКА
1.Фамилия, имя, отчество.
2. Город (село).
3. Название работы.
5.Секция.
6. Адрес.
7. Телефон.
8. E-mail.
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Почтовый адрес: г. Орел, Наугорское шоссе, 29, ОрелГТУ, кафедра \"Русский язык и педагогика\".
E-mail: Russkiiyazik@yandex.ru.
Телефоны: 8(4862)41-98-58 – ответственный секретарь конференции Людмила Петровна Ивентьева.
8(4862)41-98-34 – зам. ответственного секретаря конференции Виктория Юрь-евна Преснецова.
Факс: 8(4862)41-66-84.