Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Место проведения: Россия, г. Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10 Организатор: Министерство образования и науки Российской Федерации; Правительство Ленинградской области; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, филологический факультет, кафедра литературы и русского языка
На конференции планируется работа секций, в рамках которых будут обсуждаться следующие проблемы:
Секция I. Поэтика образов времени и пространства в художественном произведении:
- Жанровая специфика описания времени и изображения пространства.
- Пространственно-временные аспекты сюжета.
- Время и пространство в образной системе художественного произведения.
Секция II. Методика преподавания литературы:
- Специфика изучения теории и методики преподавания литературы в вузе.
- Литературное образование и воспитание школьников.
- Современный урок литературы: проблемы и новые технологии.
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
- Анализ и интерпретация литературного произведения в школе.
Секция III. Лингвистический портрет современного учителя-словесника:
- Описание русского языка в целях его преподавания.
- Профессиональная подготовка будущего учителя-словесника.
- Практика создания учебных пособий по русскому языку и методике.
Телефоны:
(812) 570 98 42 (деканат филологического факультета ЛГУ им. А. С. Пушкина);
(812) 470 56 74 (кафедра литературы и русского языка).
Оргкомитет конференции:
Председатель:
ректор ЛГУ им. А. С. Пушкина Вячеслав Николаевич Скворцов, доктор экономических наук, профессор, заслуженный учитель школы Российской Федерации;
Члены оргкомитета:
Екатерина Сергеевна Нарышкина, проректор на научной работе ЛГУ им. А. С. Пушкина, кандидат психологических наук;
Татьяна Владимировна Мальцева, заведующая кафедрой литературы и русского языка ЛГУ им. А. С. Пушкина, доктор филологических наук, профессор;
Марина Анатольевна Жиркова, доцент кафедры литературы и русского языка ЛГУ им. А. С. Пушкина, кандидат филологических наук;
Наталия Евгеньевна Синичкина, доцент кафедры литературы и русского языка ЛГУ им. А. С. Пушкина, кандидат филологических наук.