Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Методический семинар для преподавателей русского языка
13.06.2008 - 14.06.2008
Место проведения: г. Лахти (Финляндия) Организатор: Фонд «Русский мир», ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова, Учебный центр «Салпаус»
Семинар будут проводить ведущие преподаватели ЦМО МГУ им. М. В. Ломоносова.
На методическом семинаре будут освещаться следующие практические вопросы преподавания РКИ.
Современное состояние языка русского языка в аспекте преподавания русского языка как иностранного.
Сценарное обучение как основа учебных программ для курсов русского языка.
Использование фильмов на уроке РКИ.
Обучение языку делового общения.
Работа с текстом на уроке РКИ.
Работа с мультимедийными и дистанционными курсами русского языка.
Проблемы обучения русскому языку детей соотечественников в условиях билингвизма.
Приёмы работы на уроках по развитию речи.
Из опыта составления индивидуальных учебных программ по РКИ.
По итогам работы семинара слушателям будут выданы сертификаты.
В рамках семинара состоится выставка учебно-методической литературы, на которой можно будет ознакомиться с новыми учебниками и учебно-методическими пособиями по РКИ.
Телефоны: +358 44 708 0060 (Илья Урецкий), +7 (495) 124–83–55 (Ирина Курлова, Екатерина Полякова).
Факс: +358 3 828 3710.
E-mail: ilja.ouretski@salpaus.fi, ciemsu.org@mail.ru.