Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Конференция «Теория и практика преподавания РКИ: достижения, проблемы и перспективы»
12.05.2006 - 13.05.2006
Место проведения: 220030, Беларусь, г. Минск, ул. Октябрьская, д. 4, к. 506, 508, кафедра теории и методики преподавания русского языка как иностранного Организатор: Факультет международных отношений Белорусского государственного университета; Белорусское общественное объединение преподавателей русского языка как иностранного
Проблемное поле конференции:
Русский язык в современном мире и на постсоветском пространстве: проблемы функционирования, развития и преподавания.
Состояние и перспективы обучения иностранных граждан в высших учебных заведениях Республики Беларусь и стран ближнего зарубежья.
Языковая личность, стратегии овладения языком и диагностика речевого развития.
Лингвистические и психолингвистические аспекты в преподавании иностранных языков.
Актуальные проблемы современной теории и практики преподавания русского языка как иностранного в вузах Республики Беларусь и ближнего зарубежья.
Психология обучения иностранным языкам.
Лингвокультурологический, социокультурный и этнопсихолингвистический подходы в преподаванию русского языка как иностранного.
Новые информационные технологии в преподавании русского языка как иностранного.
Телефоны:
(375 017) 227 10 74 (кафедра теории и методики преподавания русского языка как иностранного);
(375 017) 258 79 74 (Лебединский Сергей Иванович).