Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Чуйской областной библиотеки проходят Дни русского языка и литературы «Час занимательного русского языка». 46 учащихся 6–7 классов гимназии № 4 г. Кант были поделены на команды. В жюри были преподаватели русского языка и литературы, которые оценивали ответы учеников и засчитывали полученные ими балы.
Мероприятие было поделено на две основные части, посвящённые отдельно русскому языку и литературе. В первую часть вошли различные конкурсы: «О ком или о чём говорится?», «Фразеологический конкурс», «Постижение народной мудрости», конкурс «Угадай пословицу и доскажи её», интерактивная игра «Ответь на 5», «Прочти правильно и поставь ударение» и многие другие. Во второй части урока под названием «Литературная шкатулка» были подготовлены «Сказочный ералаш», игра «Корзина с потерянными вещами», «Музыка и книга», актёрское мастерство «Что это?» и конкурс «Стихов любимейшие строчки».
Среди задач предметной декады русского языка и литературы следует отметить:
Создание условий, максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных потребностей.
Повышение интереса учащихся к учебной деятельности, к познанию действительности и самого себя, а также выработке самодисциплины и самоорганизации.
Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала.
Создание праздничной творческой атмосферы.
По окончании мероприятия были объявлены победители, все были награждены призами.
Тамила Каджиева, Кант