Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Бресте провели олимпиаду среди иностранных студентов «Литературное чтение: от теории к практике»
12.10.2016
8 октября на филологическом факультете Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина состоялась олимпиада среди иностранных студентов «Литературное чтение: от теории к практике», в которой приняли участие студенты второго и третьего курсов.
Представители специальностей «русская филология» и «русский язык и литература, иностранный язык (английский)» читали на скорость произведения И. Бунина (рассказ «В Альпах», отрывки из рассказов «Господин из Сан-Франциско» и «Надежда»), показывая мастерство грамотного и внимательного распознавания текста наряду с умением верно его озвучить. Второкурсники активно включились в работу, стараясь продемонстрировать то, чему научились в рамках курса «Выразительное чтение». Присутствовавшие студенты третьего курса не только поддерживали выступающих, но и имели возможность показать свои умения литературного чтения на примере тех же текстов.
Вторым этапом олимпиады стало выразительное чтение знаменитого стихотворения А. С. Пушкина «Октябрь уж наступил…». Студенты прослушали образец чтения известных строк в исполнении доцента кафедры теории и истории русской литературы М. И. Шелоник, а затем представили собственное видение стихотворения. Оно не только звучало актуально, но и приобретало новые краски в прочтении каждого участника.
Победители были встречены бурными аплодисментами и награждены похвальными листами, отмечающими их активную позицию и успехи в учёбе.