Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школьные учебники по русскому языку и литературе могут скорректировать
24.08.2015
Это связано с подготовкой единой концепции преподавания обоих предметов. Федеральные образовательные стандарты не являются «священной коровой».
Так что учебники при необходимости можно будет менять и проверять на соответствие единой концепции — дала понять сегодня замминистра образования Наталья Третьяк. Она выступила на заседании рабочей группы, которая займется той самой концепцией. Третьяк заметила, что на ее основе также планируют совершенствовать программы по дошкольному и начальному образованию. В свою очередь спикер Госдумы Сергей Нарышкин заверил, что рабочая группа не намерена создавать какие-либо бюрократические «шпаргалки» для учителей. Они не будут ограничивать конституционную свободу педагогов. Наоборот, вместе с этой концепцией нужно будет дать долгосрочные ориентиры для продвижения и русского языка, и литературы в мире, заметил Нарышкин. Это, добавил он, та самая мягкая сила, которая используется для повышения авторитета и позиций России в мире. С инициативой разработать единые учебники для средней школы больше двух лет назад выступил Владимир Путин. Такие книги, по его словам, должны быть написаны хорошим русским языком и лишены внутренних противоречий и двойных толкований.