Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В воскресенье, 2 августа, на стадионе и острове Отдыха в райцентре Аскиз в Хакасии 137 участников Международного форума «Этнова» написали диктант.
Как сообщили в пресс-службе ХГУ им. Н. Ф. Катанова, «Талантливые, энергичные и стремящиеся к успехам», целеустремлённые ребята скрестили шпаги грамотности на семи образовательных площадках: «НовоМедиа», «Конный туризм», «Ты - предприниматель», «Этнокультурная мастерская», «Лаборатория молодых учёных и педагогов», «Школа волонтёров», «Социопроектная мастерская».
В соревнование грамотеев вступили и 20 организаторов мероприятия, представляющих Министерство экономики Хакасии и Фонд «Молодёжный центр стратегических инициатив и проектов», пригласивших к сотрудничеству Хакасский государственный университета им. Н. Ф. Катанова.
Диктант проводили преподаватели кафедры стилистики русского языка и журналистики и кафедры русского языка и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации под руководством доктора филологических наук, профессора И. В. Пекарской.
Заинтересованность в коммуникативном успехе, взаимонастроенность «диктаторов» и аудитории рисуют радужные перспективы. Во вторник, 4 августа, авторам работ будут объявлены результаты и представлен анализ проверенных материалов. Каждая образовательная площадка узнает своё место в рейтинге, который выявит и самого грамотного «этновца». А пока под впечатлением от дружеского профессионального общения, вопросов участников диктанта, демонстрирующих желание реализовать все свои фоновые знания, в атмосфере приятных воспоминаний о пережитом дне И. В. Пекарская, В. П. Антонов, доцент кафедры СРЯиЖ, кандидаты филологических наук, доценты С. В. Лопаткина, А. Е. Иванова, Е. А. Шпомер, ассистент кафедры СРЯиЖ О. А. Вольф и магистрант А. Н. Пачина проверяют работы и готовятся к новым коммуникативным контактам на земле «Этнова».