Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподаватель из Кыргызстана стала финалистом конкурса русской словесности
27.07.2015
Оргкомитет конкурса "Лучший учитель русской словесности зарубежья" объявил победителей первого (заочного) тура. Ими стали преподаватели русского языка из Австрии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Болгарии, Великобритании, Вьетнама, Грузии, Индии, Испании, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Молдовы, Хорватии. От Кыргызстана - Ракыя Турдубаева, группа "Преподаватели курсового обучения (иностранцы)".
По информации оргкомитета, все эти люди приглашены теперь для участия в конкурсных испытаниях второго (очного) тура, который состоится в Москве 20-24 октября. Проезд и проживание - за счет принимающей стороны. Завершит конкурс торжественная церемония награждения победителей.
Международный конкурс "Лучший учитель русской словесности зарубежья" проводится по заказу Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество). И организуется в рамках реализации федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы.
Как отмечается, "конкурс призван стать не просто ежегодным состязательным мероприятием в сфере профессионального мастерства, но постоянной площадкой демонстрации традиций и новаторства в преподавании русского языка за рубежом, обменом опыта преподавания русского языка в школе, установления профессиональных партнерских отношений между российскими и зарубежными коллегами".