Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Итальянские студенты изучают русский язык на Валдае
16.07.2015
13 июля 2015 года начала свою работу летняя школа русского языка и русской культуры для студентов европейских университетов, организованная Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) при поддержке фонда «Русский мир».
Летняя школа, приуроченная к 1000-летию со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира, проходит в Валдайском Иверском мужском монастыре с 13 по 26 июля. В школе принимают участие 18 итальянских студентов из различных университетов Италии (Ка Фоскари Венециа, Туринского университета, Католического университета Милана, Университета города Брешиа, Государственного университета Милана), а также 7 преподавателей (ПСТГУ, МГУ, МПГУ, ГИИ).
Первый день работы школы начался с приветственного слова куратора учебной части проекта, проректора ПСТГУ по международной работе протоиерея Георгия Ореханова. Студентам были вручены сумки и канцелярские товары (папки, тетрадки и ручки) с названием летней школы и логотипами фонда и ПСТГУ.
После открытия начались первые занятия по русскому языку двух уровней (А1 и А2). Вторая половина учебного дня в течение первой учебной недели будет посвящена древнерусскому искусству и литературе. В течение второй недели будут проходить занятия по древнерусской истории и основам православной культуры.
После ужина слушателям школы предлагаются литературные вечера с дискуссиями, песни на русском языке, русские фильмы, мастер-классы по русской и итальянской кухне.