Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Феодосия Габышева приняла участие во Всемирной встрече экспертов по проблемам сохранения языков в киберпространстве
13.07.2015
5-7 июля министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева приняла участие во Всемирной встрече экспертов по проблемам сохранения языков в киберпространстве, состоявшейся под эгидой ЮНЕСКО, Правительства Российской Федерации и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - в г.Ханты-Мансийске. Встреча объединила мировых лидеров, руководителей в области языкового образования, науки, информатизации из 35 стран мира.
С учетом вклада Якутии в совершенствование языковой политики и нормативной правовой базы в сфере образования, культуры, коммуникации и информации, опыта по разработке стратегических документов по итогам проведения трех Международных конференций в г.Якутске (в 2008 г., 2011 г., 2014 г.) Межправительственным советом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» было рекомендовано министру образования Якутии Феодосии Габышевой выступить с ключевым докладом об изучении языков в региональной системе образования.
Доклад Феодосии Васильевны на тему «Русский, якутский и другие языки в образовательной системе Республики Саха (Якутия)» вызвал большой профессиональный интерес экспертов.
В адрес участников Встречи республикой внесены следующие предложения по сохранению языкового и культурного разнообразия:
- сотрудничество по созданию «Атласа языков народов России»;
- проведение Всероссийской олимпиады по родным языкам с включением в федеральный перечень предметных олимпиад, совместная разработка международного проекта по созданию инновационных педагогических методик по формированию сбалансированного двуязычия и многоязычия с ранних лет;
- создание в глобальных информационных сетях просветительского портала по русскому языку для всех слоев общества;
- создание научно-методического консорциума «Родные языки народов Российской Федерации» как наиболее оптимального механизма
формирования общероссийской научной системы обучения родным языкам и литературе в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.
В ходе активного диалога также обсуждены вопросы функционирования государственных и официальных языков, механизма поддержки сбалансированного двуязычия и многоязычия, поддержки развития чтения, развития кочевых школ и т.д.
По итогам работы участники Встречи пришли к единому мнению, что эффективная система языкового мониторинга посредством информационных технологий позволит найти новые формы диалога во имя сближения всех народов мира.
Пресс-служба Министерства образования Республики Саха (Якутия)