Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Санкт-Петербурге, в живописных окрестностях города Пушкина, фонд «Русский мир» открыл международный молодёжный форум русского языка и культуры «Паруса русского мира – 2015». Участниками форума стали молодые иностранцы в возрасте от 18 до 25 лет из 32 стран. Это около сотни молодых людей, которые приехали из разных уголков мира: Германии, Италии, Украины, Китая, Грузии, Казахстана, Латвии, Австралии и других стран.
Часть из них говорит на русском с рождения – как правило, это представители русской диаспоры из разных стран мира, заинтересованные в сохранении и развитии родной культуры; другая часть хочет получше выучить русский язык, познакомиться с русской культурой на языке оригинала. Все они собрались, чтобы, каждый на своём уровне, «подтянуть» знание русского языка, обсудить актуальные вопросы русского мира, перспективы сотрудничества и просто приобрести новых знакомых и друзей.
– Думаю, что вы собрались в символичном для россиян месте, – заявил на открытии форума Андрей Максимов, председатель комитета по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга. – Здесь, в Царскосельском лицее, учился создатель современного русского языка Александр Сергеевич Пушкин. Я уверен, что Пушкин повлиял на то, что присутствующие здесь выбрали русский язык как средство межнационального и культурного общения, чему мы рады и готовы поддерживать студентов и молодых учёных из разных стран, изучающих русский язык.
Ещё до открытия форума «Паруса русского мира» его участники начали знакомиться заочно – в группе социальной сети Facebook, – чтобы сформировать повестку недели. Программа форума расписана по часам: круглые столы, проектные мастерские, тренинги по дебатам, а также уроки по русскому языку и истории русской культуры.
В плотном графике предусмотрено и время на знакомство с Санкт-Петербургом.
– Меня потряс божественный Санкт-Петербург, – говорит участник форума Чэнь Чжэн, студент Пекинского университета иностранных языков. – Увидев город Пушкина, я ощутил самое сильное блаженство в своей жизни.
Участники форума начали плотно заниматься изучением русского языка. Для них подготовлена уникальная программа, соответствующая заявленному уровню владения русским языком каждого из гостей.
– Я не ожидала, что занятия по русскому языку будут настолько полезны и насыщенны, – делится первыми впечатлениями участница из Латвии Анна Казначеева
Как заявил на открытии форума Сергей Богданов, заместитель председателя правления фонда «Русский мир», «форум «Паруса русского мира» – это молодёжная Ассамблея русского мира, которая, надеюсь, станет традиционной».