Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Путин: власти регионов должны обеспечивать свободный выбор языка обучения в школах
19.05.2015
Президент отметил важность сохранения национальных языков и системной работы по повышению общего уровня языковой культуры
Президент России Владимир Путин заявил, что власти регионов должны обеспечивать свободный выбор языка обучения для детей в школах. "Дети и их родители имеют гарантированное Конституцией право на свободный выбор языка обучения. И подчеркну, что администрации школ и власти региона это право обязаны обеспечить", - заявил он на совместном заседании Советов при президенте РФ по межнациональным отношениям и по русскому языку.
Президент напомнил, что для развития языков народов России необходимо заниматься поддержкой электронных и печатных СМИ, изданием литературы на национальных языках, а особое внимание уделять школьному образованию. По его словам, при обучении в российских школах используется в общей сложности 89 языков народов России, из которых 30 - в качестве языка обучения, а 59 - как предмет изучения.
Глава государства отметил необходимость комплексного изучения самих языков. "В том числе важны фундаментальные и прикладные исследования в этой области, глубокий научный подход. Это залог качественного образования, уважение национальных языков, нашей культуры в мире в целом. Считаю, что такое направление могло бы стать одним из приоритетов и для Российского научного фонда при выделении грантов на гуманитарные науки", - подчеркнул президент. Он добавил, что единство страны и народы России напрямую зависит от знания русского языка молодыми людьми. По словам Путина, на русском языке в России говорят более 96% граждан. "И именно он, русский язык, по сути вместе с культурой формировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию", - отметил президент.
"Государство должно постоянно повышать качество обучения наших детей русскому языку, независимо от их местожительства и специализации школы, - сказал он на заседании Советов по межнациональным отношениям и по русскому языку. - В этой связи не могу не согласиться с теми специалистами, с филологами, учителями, общественными деятелями, которые считают, что необходимо выделить русский язык и литературу в самостоятельную предметную область в системе общего образования". Президент напомнил, что сегодня эти предметы включены просто в общее понятие филологии.
"Убежден, что серьезный импульс к развитию и поддержке русского языка даст и проводимый сейчас Год литературы", - подчеркнул Путин.
"Мы вправе ожидать, что запланированные инициативы и программы не только помогут возродить интерес к книге и чтению, но и станут частью системной работы по повышению общего уровня языковой культуры", - резюмировал глава государства. Он констатировал, что проблемы здесь видны не только по результатам школьных сочинений и ЕГЭ, но и по общему состоянию существующей языковой среды.