Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Очередная программа из цикла «Великие мастера живописи» Русского центра в Нюрнберге была посвящена русскому художнику, пропагандисту искусства, яркому представителю русского модерна, организатору многочисленных выставок, музейному работнику, литератору, сценографу, художественному критику Александру Бенуа. Имя Бенуа связано с самыми высокими достижениями «серебряного века» русской культуры.
Ведущая программы, художник и преподаватель живописи Анна Ангермюллер-Помозова рассказала юным гостям о жизни и творчестве Александра Николаевича Бенуа. В этом году отмечается 145-летний юбилей со дня его рождения. Бенуа был человеком одаренным, обладал способностями музыканта, актёра, живописца, режиссёра, литератора, художественного критика. Родился в семье известного петербургского архитектора Николая Бенуа, с детства был погружён в мир искусства, но высшее образование получил юридическое. Живописью и рисованием, изучением истории искусства занимался самостоятельно. Неоднократно посещая Италию, Францию и изучая произведения великих итальянских мастеров, он сам становится реформатором в живописи, выступая против академизма русской живописи. В своих работах он сочетал историческую правду с красотой и некоторым гротеском. Одним из высших и наиболее известных достижений в творчестве Бенуа стали декорации к балету Игоря Стравинского «Петрушка».
Внимание гостей Анна Ангермюллер-Помозова сосредоточила на особой любви Бенуа к книжной иллюстрации, видя в ней особый жанр изобразительного искусства. Большинство его иллюстрацией связано с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Но в 1904 году вышла в свет его «Азбука в картинках». Новаторством «Азбуки» стало то, что она носила не только обучающую функцию. Он создал такую разностороннюю книгу, в которой одной букве соответствовал не просто один предмет, а целая сюжетная картина-ситуация с множеством деталей, характеров, и через всю книгу двигается сквозной персонаж, который вместе с ребенком изучает все буквы азбуки, что, несомненно, увеличивало интерес маленького читателя.
Под впечатлением увиденных иллюстраций юные участники программы создали свои странички про отдельные буквы русского алфавита, что-то повторив за знаменитым автором, но привнеся и свои художественные задумки.