Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
17 мая в Санкт-Петербурге открылся «Читайград» – образовательная программа для увлечённых чтением школьников и педагогов из разных стран. Программу поддерживают Российская академия образования, фонд «Русский мир», Фонд поддержки образования и Российский книжный союз.
Участники программы (небольшие школьные команды из разных стран и городов России) поселятся в городе, поступят на работу в одно из издательств, специализирующихся на выпуске журнальной, научно-популярной, поэтической, фантастической литературы, романов, комиксов и т. д. Во время работы города пройдут встречи с представителями профессионального книжного мира: писателями, редакторами, издателями, критиками, книготорговцами. Жители города примут участие в событиях Петербургского книжного салона. Им предстоит работать и учиться в литературных мастерских, творческих объединениях социального проектирования, участвовать в организации разного рода книжных событий и создании текстов.
Частью жизни города станет награждение Международной премией «Размышления о Маленьком принце» за вклад в развитие детского чтения.
Читайград – это поле возможностей для увлечённых книгами ребят. В течение его работы они разработают авторский проект приобщения к чтению на русском языке своих сверстников и старших друзей; будут изучать методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями; смогут реализовать свой проект на практике в 2015 году. Все работы будут опубликованы в книге «100 проектов в поддержку чтения».