Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
9 мая в эфире радио «Голос Израиля», в рамках программы «В детской» известной журналистки и радиоведущей Виктории Долинской, состоялся специальный выпуск интерактивного урока русского языка для детей «Раз – словечко, два – словечко» доктора языкознания Татьяны Яцюк, сотрудника Российского культурного центра в Тель-Авиве.
Популярная среди русскоязычных детей и их родителей передача на этот раз была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Гостями радиостудии стали 12-летняя Галя и 5-летний Андрюша Кишиневские – дети одной из израильских семей, в которых бережно сохраняется русский язык и любовь к русской литературе и истории.
В прямом эфире юные радиослушатели рассказали, что они знают о Великой Отечественной войне, кто в их семье воевал и ответили на вопросы викторины, непосредственно связанные в темой урока: почему День Победы называют праздником со слезами на глазах, кто такие ветераны войны и что такое «землянка». На уроке прозвучали стихи и песни о Великой Отечественной войне.
Победители викторины получат призы – лучшие книги для детей на русском языке от Российского культурного центра и Книжного дома «Исрадон».