Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках Национальной недели библиотек Русский центр Софии при МКИ «Столичная библиотека» презентовал Год литературы в России и познакомил посетителей со своим богатым книжным фондом.
Затем студенты третьего курса Софийского университета имени Святого Климента Охридского, обучающиеся на отделении русской филологии, провели занятие по методике обучения русскому как иностранному. Семинар является одним из цикла занятий, посвящённых использованию аудиовизуальных и информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного.
Студенты познакомились с возможностями использования аудиовизуальных и информационных технологий в обучении русскому языку в болгарских школах. Участники занятия отметили, что знакомство с основными закономерностями и особенностями электронных материалов по русскому языку, с лингвистическими знаниями, которые необходимы для их создания и использования, несомненно окажут неоценимую помощь в дальнейшей педагогической работе.