Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Проект проведения Всероссийской научно-практической конференции «Православная русская школа как система культурного образования и духовного воспитания детей и молодежи» стал победителем конкурса грантов Фонда «Русский мир» в 2015 году. Это была VIII научно-практическая конференция по вопросам развития православных школ, в которой приняли участие 216 человек из 10 областей России, Абхазии и Беларуси.
По итогам конференции были выработаны предложения и рекомендации по разработке и изданию научно-образовательного проекта по изучению опыта деятельности детско-взрослого сообщества Свято-Алексиевской Пустыни, изданию сборника материалов конференции, участию в выездных совещаниях, семинарах, конференциях педагогических работников православных и светских школ по обмену опытом в городах Екатеринбург, Москва, Ярославль, Санкт-Петербург и других.
Исполнители проекта предполагают продолжить его реализацию на базе православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни.