Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Хаапсалу прошла республиканская эстафета русского языка
13.05.2015
По традиции 8 мая ЭстАПРЯЛ (Эстонская ассоциация преподавателей русского языка и литературы) совместно Таллинским Институтом Пушкина провела V Республиканскую эстафету русского языка. В этот раз команды со всей Эстонии принимала Хаапсалуская основная школа.
Участие в мероприятии приняли около 70 школьников из шести уездов Эстонии. Ученики 8 и 9 классов эстонских школ соревновались в знании русского языка, сообщила пресс-служба Эстонской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (ЭстАПРЯЛ).
Организаторы не заостряли внимания на грамматике, так как очень хотелось придать мероприятию истинно "эстафетный", интеллектуально-познавательный дух. Много вопросов было по истории Хаапсалу и Ляэнемааского уезда. Ведь это не только место ”проживания” Белой Дамы, здесь любили отдыхать члены царских российских фамилий. В Хаапсалу побывало пять царей, а кроме них еще ряд людей с мировой известностью. В разное время здесь гостили и Петр Ильич Чайковский, и Николай Рерих.
Особенностью эстафеты является чисто эстонский состав участников, т.е. дети из так называемых ”смешанных семей” не допускаются к соревнованиям. По словам председателя ЭстАПРЯЛ профессора Инги Мангус, в этом нет никакой нетолерантности: "Учителя хотят выяснить реальные знания эстоноязычных школьников. Посоревноваться на равных. А ребята из семей с домашним русским, конечно, обладают явным преимуществом".
В результате многочасовой борьбы победителем оказалась команда из Кохтла-Ярве, второе место заняла 21 школа из Таллинна, третье место учащиеся повезли на остров Сааремаа. Все участники получили благодарственные письма и призы от организаторов.