Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
7 мая в Русском центре при Педагогическом университете Хошимина первый курс факультета русского языка смотрел художественный фильм «Мы из будущего» (режиссёр Андрей Малюков, 2008 г.).
Студенты ещё плохо знают русский язык, и мы решили показать этот фильм на вьетнамском языке, чтобы они смогли понять его содержание.
На наш взгляд авторы этой ленты нашли интересный ход: действие картины происходит в двух временных пластах: в наши дни и в августе 1942 г., когда под Ленинградом шли тяжёлые оборонительные бои. Главные герои, наши современники, молодые ребята, для которых Великая Отечественная война – далёкая история, о которой они читали в школьных учебниках. Они занимаются неприглядным делом – выкапывают на местах боёв предметы, которые затем продают. Парни совершают циничные поступки, вызывающие у зрителей омерзение. Но вдруг они оказываются в нашем уже далёком прошлом, на линии фронта в 1942 г. Молодые люди испытывают боль и страх, ненависть к врагам, любовь и горечь потерь, целую гамму непривычных для них чувств.
Военные сцены жестоких боёв, красивая любовь современного парня со смелой санитаркой из прошлого, закончившаяся трагически, произвели на студентов сильное впечатление. Затаив дыхание, они наблюдали за перипетиями ребят из нашего времени.
После просмотра фильма все зрители пришли к единому мнению, что это замечательная картина о современной молодёжи, о том, какой она могла бы быть во времена Великой Отечественной войны.