Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Cтудентка Universita' degli Studi di VERONA Моника Мартинелли приехала в Русский центр в Кракове по программе Leonardo da Vinci, чтобы пройти здесь трёхмесячную стажировку. Она беседовала с учителями и студентами, принимала участие в открытых уроках, которые вели специалисты центра, а также сама приготовила тематические презентации и помогала в организации мероприятий.
Дирекция краковского русского центра предоставила студентке возможность совершенствовать свой русский язык в группе B2, она достигла невероятных успехов и сильно повысила свою квалификацию. Студентка присутствовала на занятиях разного типа с применением интерактивных и дидактических средств. Это и интерактивная доска, и компьютеры, и учебные программы фонда «Русский мир», грамматические таблицы, географические карты, газеты и журналы. И все это служило изучению русского языка в увлекательной форме.
Студентку Мартинелли удивило большое количество обучающихся в Русском центре – это не только студенты Педагогического университета, но также других краковских вузов и все желающие, те, кому русский язык необходим для профессиональной деятельности и те, кому просто хочется повысить свои знания.