Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
ЗаПЧЕЛ: нормы заполняемости школьных классов Латвии приводят к их ликвидации
28.08.2006
Парламентская фракция политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) сегодня, 24 августа, направила письмо премьер-министру Айгару Калвитису (Народная партия), в котором выражает озабоченность по поводу "норм заполняемости школьных классов" и связанной с этим проблемой сохранения региональной школьной сети, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Письмо от имени фракции подписал её председатель, сопредседатель объединения доктор педагогики Яков Плинер, который рассказал сегодня журналистам о его содержании. Главе правительства сообщили, что в распоряжении парламентариев имеется множество жалоб родителей и работников школ из различных районов Латвии в связи с ликвидацией из-за недостаточного количества учащихся некоторых небольших школ или отказом формировать первые и десятые классы по инициативе самоуправлений или Министерства образования и науки (МОН). По словам Плинера, часто формальной юридической основой этих решений служат Правила Кабинета министров "О минимальном и максимальном числе обучающихся в общеобразовательных учреждениях государства и самоуправлений, группах дошкольных образовательных учреждений и классах социальной и педагогической коррекции", которые вступили в силу с 1 января 2006 года. Так, один из пунктов правил, по утверждению МОН, существенно ограничивает его права давать школам разрешение не соблюдать нормативы даже в важнейших случаях, когда конкретная школа является единственным местным очагом латышской культуры или единственным местом в районе, где принадлежащие к национальным меньшинствам дети могут получить образование на родном языке.
По информации ЗаПЧЕЛ, до вступления в силу правил эти вопросы регламентировала инструкция министерства и министр мог "против своей инструкции поступить по своему усмотрению", тогда как принятые правила правительства уже выше уровнем, и министр не имеет права их нарушать. "Среди 960 общеобразовательных школ в 294 (почти 1/3) - лишь 100 или менее школьников, - говорится в письме премьеру. - Это преимущественно латышские школы, находящиеся в сельских районах. Ликвидация таких школ - непосредственная угроза латышской культуре. Угрожающая ситуация с образованием детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, образовалась в 17 из 26 районов Латвии. В 4 районах образования на языках меньшинств нет вообще, еще в 5 - нет ни одного первого класса, в 8 районах (Елгавский, Балвский, Алуксненский, Мадонский, Цесиский, Валкский, Валмиерский и Тукумский), несмотря на недостаточное число школьников, пока функционирует один (!) первый класс с обучением на русском языке". Фракция ЗаПЧЕЛ просит главу правительства незамедлительно проверить, позволяет ли упомянутый выше пункт правил "расширенно интерпретировать права МОН" и изменить редакцию данного пункта, дав МОН свободу действий при оценке целесообразности формирования классов.
Кроме того, Плинер напомнил журналистам, что в законе об учебных заведениях первой Латвийской республики от 8 декабря 1919 года была статья, согласно которой для нацменьшинств нужно открывать столько школ, сколько их нужно детям. "В советское время не было минимальной наполняемости классов, - добавил он. - Была максимальная наполняемость. Впервые этот вопрос всплыл во время VII Сейма (предыдущего, - ИА REGNUM). Я говорил с трибуны и на комиссиях, что этого делать не следует, что это не правильно, что минимальная наполняемость классов будет губить как латышские сельские школы, что и происходит, так и классы, работающие по программам национальных меньшинств. Причём, в сложившихся условиях, если закрыт русский класс или русская школа, они уже никогда не будут открыты. А если закроют латышские, что тоже трагедия, но когда в дальнейшей детей появится больше, они ещё могут быть открыты". Председатель фракции также перечислил основные проблемы учебного процесса, которые волнуют и над которыми работает ЗаПЧЕЛ: "На сегодняшний день нет анализа, по какой причине 20% учащихся являются неуспевающими. Нет анализа, почему 1 500 девятиклассников закончили учёбу не со свидетельством об окончании основной школы, а с табелем - это значит, что у них три и больше неудовлетворительных оценки. Нет точной цифры, сколько детей школьного возраста не ходят в школу: министерство обычно называет число в 1,3-1,5 тысяч человек, а общественная организация "Спасите детей" утверждает, что за партами не сидят 15-17 тысяч детей. Нас волнует необоснованная оптимизация, а, по сути, ликвидация школьной сети. (...) Мы считаем, что администрирование сверху минимальной напоняемости класса недопустимо: это приведёт и уже приводит к закрытию классов и, прежде всего сельских школ, кстати, в основном латышских. Если в прошлом году было закрыто шесть сельских школ, а открыта одна, то в этом году закрывается семь школ, и ни одна школа не открывается".