Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Заместитель директора Петербургского музея Достоевского по творческим проектам Вера Бирон руководит центральным проектом открывшегося в Петербурге «Биеннале современного искусства».
Проект называется «Играем Достоевского». Биеннале — это первый официальный фестиваль культуры в Питере такого рода, хотя в 1990-е годы группа энтузиастов уже пыталась провести в городе Биеннале. Теперь в течение месяца в Петербурге пройдет серия выставок, акций и перформансов и других мероприятий, подготовленных мастерами и художественными группами из разных стран.
Вера Бирон родилась в Ленинграде, закончила Театральный институт. Много лет проработала в музее Достоевского, который во многом благодаря ей стал одним из самых интересных культурных центров города. Она — автор множества художественных и театральных проектов, преобразивших музей.
О Вере Бирон говорит корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская: «Музей Достоевского был прибежищем деятелей так называемой второй культуры, находящихся под надзором ГБ. Как музеем — им мало кто интересовался. Потом о нем почти забыли. Но вот музей возродился снова. Словосочетание возникло устойчивое и поначалу странное "музей и театр", "театр в музее".
Помню, как я сидела в одном из залов экспозиции. Прямо передо мной отчаянно пульсировала жизнь. Шел спектакль "Вечный муж". Шел он не так, как обычно идет в театре, где-то там, на сцене, а так, как будто ты стоишь над головокружительным действом, как над пропастью и с трудом удерживаешься, чтобы не упасть, а глубина затягивает. Мимику актера "Белого театра" Валерия Кухарешина я, кажется, сейчас помню в деталях. А также и то, что душа происходящего находилась рядом со мной, воплощенная в хрупкой фигурке Веры Бирон. Действительно, по моему глубокому убеждению, Вера Бирон — душа всего творческого и живого, что происходит в музее. Всегда здесь открывается какая-нибудь новая жизнь.
Вот хотя бы календарь этого года, нарисованный художником Игорем Князевым. Достоевский на каждом листе такой домашний — то с зонтиком, то в тапочках, то с ведром воды. Настоящий гений места. Так обращаться с гениями имеют право только посвященные. Вера Бирон, конечно, из них. И дело не только в том, что проект "Играем с Достоевским" уже получил этим летом первый приз на фестивале "Актер 2006" в Македонии. Дело в том, что "Преступление" — это непросто спектакль, входящий в проект, это странное и чарующее явление, где играют наравне с актерами самые неожиданные вещи — манекены, куклы, где присутствует и лошадка, и видео-арт и многое из того, что вдруг превращают мертвое в живое, как будто у вас на глазах сухая ветка покрывается зелеными листьями.
Вера Бирон не истощима на выдумки. Насколько я знаю, она лично участвует в каждом таком проекте — будь то "Прогулки с Достоевским по европейским городам" или выставка детских рисунков. В общем, она тоже гений места — одного из самых петербургских мест в городе».