Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Россия поможет русскоязычным школам Таджикистана с учебниками
13.04.2011
Россия окажет помощь в обеспечении учебниками русскоязычных школ Таджикистана. Об этом заявил сегодня на пресс-конференции министр образования республики Абдуджабор Рахмонов, сообщает ИТАР-ТАСС.
– В Таджикистане ощущается дефицит учебников на русском языке с 1 по 11 классы, поэтому мы обратились к Минобразования РФ за помощью в этом вопросе, – пояснил таджикский министр, указав, что «соответствующий запрос сделан на основании детального обследования ситуации с учебниками на русском языке во всех регионах страны».
Касаясь существующей проблемы кадров русистов, Рахмонов сказал, что с этой целью в Таджикско-российском славянском университете в Душанбе в нынешнем учебном году откроются педагогические отделения — физмат, химико-биологическое, естественных наук, что снизит «остроту проблемы педагогических кадров».
<
В настоящее время в вузах России обучаются свыше 500 юношей и девушек из Таджикистана по квотам Минобразования РФ. В самой республике открыты филиалы МГУ имени М.В. Ломоносова и ещё двух вузов. Кроме этого, рассматривается вопрос об открытии филиалов ещё двух ведущих вузов России.
По словам министра образования Таджикистана, обучение русскому языку в школах и вузах республики ведётся на основании реализации Указа президента страны Эмомали Рахмона «Об углублённом изучении русского и английского языков».
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»